Аналитическая психология является одним из направлений неофрейдизма, которое было основано последователем учения Зигмунда Фрейда, швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Он являлся продолжателем психоаналитической теории Фрейда и сыграл большую роль в развитии психоаналитического движения. Однако в последствии Карл Юнг стал не просто последователем фрейдовских традиций, а избрал свой научный путь и создал аналитическое направление в психологии.
Особенности структуры личности по Карлу Юнгу
Согласно теории Юнга, структура личности включает в себя три компонента: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Рассмотрим их более подробно.
Эго представляет собой сознание человека и все то, что человек имеет в виду говоря: «Я». Составными частями Эго являются ощущения, воспоминания, мысли и перцепции. Основной функцией Эго является процесс само отождествления человеком себя как личности. Фактически можно говорить о том, что Эго является центром личности.
Вторым компонентом является личное бессознательное – которое представляет собой область бессознательного личности и содержит в себе образования, которые ранее находились на уровне сознания человека, но с течением времени были забыты или подверглись вытеснению. Личное бессознательной имеет в своей структуре следующие элементы: воспоминания, ощущения, страхи, импульсы и желания, восприятие окружающего мира и реальной действительности.
Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания. Данные комплексы находят свое проявление в сознании человека в виде возникающих у него доминирующих идей и вследствие этого оказывают определённое влияние на поведение человека и его образ мышления.
Комплекс - это эмоционально заряженная группа мыслей, чувств и воспоминаний человека. Ярким примером комплекса могут выступать отцовский и материнский комплексы, которые включают в себя эмоции и впечатления, мысли и чувства, связанные с детским возрастом и взаимоотношениями, сформированными в данные период жизни человека.
Под уровнем личного бессознательного находится более глубокий уровень коллективного бессознательного, который содержит в себе опыт прошлых поколений, накопленный на протяжении жизнедеятельности человечества в целом.
Данный уровень включает в себя универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Тот опыт, который находится в коллективном бессознательном личности является полностью бессознательным, сформированным в процессе эволюции человечества. Оно представлено в виде скрытых воспоминаний и опыта, передающегося на генном уровне. Прямым подтверждением существования коллективного бессознательного Карл Юнг считал повторяющиеся в культуре различных народов символы и образы.
Общее понятие об архетипах
По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, содержащиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека.
Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с теми поведенческими стратегиями, что существовали у предыдущих поколений человечества.
Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, а также с основными стадиями жизненного пути и реакциями на возникающую смертельную опасность.
Характеристика основных архетипов, выделяемых Юнгом
Карл Юнг выделял множество архетипов, но чаще всего в его исследованиях упоминаются:
- Персона,
- Анима и Анимус,
- Тень,
- Самость.
Архетипы Аниме и Анимус являются составляющими одного целого архетипа и отражают идею Юнга о том, что каждый человек является носителем определенных психологических характеристик противоположного пола. Анима здесь является отражением женских бессознательных черт в мужском характере, а Анимус – мужских бессознательных черт в женском.
Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.
Второй архетип - Персона или Маска - это та маска, которая присуща каждому человеку в общении с другими людьми. Это те социальные роли и индивидуальный стиль поведения, которые присущи каждой личности и выделяют ее среди других людей. Данный архетип позволяет человеку представить себя таким, каким бы он хотел быть в глазах окружающих людей о общества в целом. Следует отметить, что персона или маска могут совершенно не совпадать с подлинными чертами личности человека.
В связи с этим данный архетип имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Доминирование его может привести к полной потере индивидуальности человека и вытеснению тех качеств, которые, по его мнению, не соответствуют создаваемой им идеальной картине личности. С другой стороны, Персона выполняет защитную функцию и ограждает душу человека от различных социальных сил и направленных на нее покушений.
Третий архетип, выделенный Карлом Юнгом - архетип Тени, являющийся центром личного бессознательного человеческой личности, фокусом для материала, вытесненного из сознания. Данный архетип является некой обратной стороной «Я». Он включает в себя имеющиеся у человека желания, воспоминания, переживания, отрицаемые человеком в связи с их несовместимостью с образом Персоны или противоречащие имеющимся в данном обществе социальным стандартам и идеалам.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Однако стоит отметить, что также, как и у Персоны, у данного архетипа есть две стороны и позитивным влиянием Тени является то, что она выступает в качестве источника творческих порывов человека и проживания глубоких эмоциональных состояний.
Еще один из основных архетипов – Самость, являющаяся центром личности человека, вокруг которого группируются все остальные системы. Именно благодаря данному архетипу все эти системы находятся в единстве, что в свою очередь обеспечивает единство личности, ее равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.