Агрессия – это поведение, направленное на нанесение психического вреда или физического ущерба. Она нацелена на моральное или физическое уничтожение другого человека (группы людей).
Особенности агрессии
Агрессия проявляется через агрессивность, которую определяют в качестве относительно устойчивой черты личности. Она проявляется в готовности к агрессивным нападкам.
Благодаря своей устойчивости и включению в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую модель поведения и даже иногда жизненный путь личности. Агрессия может проявляться без агрессивности, так же, как и агрессивность способна выступать не только как открытое агрессивное поведение.
В настоящее время в обществе сформировалась система воспитания детей и требования к ним, которые не всегда могут учесть особенности личностного становления. Особенно это касается младших подростков и приводит к конфликту.
У подростков происходит развитие потребности в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.
Жестокость и агрессивность в школьной среде
Факторы, которые провоцируют жестокость, могут быть внешними. Они являются источником насилия для детей и подростков и представлены родителями или родственниками, соседями или случайными знакомыми, страдающими психическими расстройствами и имеющими глубокие психологические проблемы. В некоторых случаях это могут быть даже педагоги и воспитатели.
Главную задачу, наряду с необходимостью организовать помощь пострадавшим детям и подросткам, представляет формирование профилактических мер в области снижения вероятности проявления актов насилия в учебных заведениях. Для создания подобной системы, необходимо распознавание факторов, способных спровоцировать жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведения.
Школу нельзя отделять от общества, она несет в себе все явления, в том числе и негативные, которые происходят в государстве. Сама школьная система в своей сущности обладает явно выраженным насильственным характером. Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором используются жесткие нормативные требования ко всем членам и регламентируется жизнедеятельность всех, кто находится в этом сообществе.
Основные факторы, способные спровоцировать жестокость и агрессию среди младших подростков, включают:
- Агрессивность школьника в рамках собственной личности, зависящая от индивидуальных особенностей и обостряющаяся в период подросткового кризиса личности (60 % учащихся относится к данной возрастной группе);
- Предыдущий жизненный опыт школьников, включающий проявление собственной агрессивности;
- Наблюдение аналогичных проявлений в близком окружении (например, в семье, в значимой группе, в образовательном учреждении и др.);
- Низкая степень развития коммуникативных навыков, включая отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о своих правах;
- Традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость.
Когда педагог предъявляет к своим ученикам необоснованные требования (например, оскорбляет и подавляет ребенка), то в такой обстановке агрессивность и враждебность будет намного выше, чем в классе, где учитель относится уважительно ко всем ученикам.
Чем более жесткая система контроля и чем больше ограничивается свобода школьников, тем чаще они проявляют агрессивность к более слабым детям, а иногда даже в отношении педагогов. Каждый четвертый подросток в младшем возрасте в условиях подавления будет проявлять агрессию к своим воспитателям, сверстникам или младшим ребятам.
Особенности психического развития школьников младшего подросткового возраста
В составе психологических особенностей, способных спровоцировать агрессивное поведение школьников младшего подросткового возраста, можно выделить:
- Недостаточно развитые интеллект и навыки общения;
- Низкую степень саморегуляции;
- Недостаточно развитую игровую деятельность;
- Низкую самооценку;
- Неправильное отношение к сверстникам.
В большинстве ситуаций агрессивные действия подростков обладают инструментальным или реактивным характером. Случаи агрессии чаще всего проявляются тогда, когда дети предпринимают попытки защитить собственные интересы и отстоять свое превосходство. Здесь ребенокиспользует агрессию в качестве средства достижения определенной цели.
В младшем подростковом возрасте инициаторы агрессии представлены уже не отдельными личностями, а группами ребят, при этом само агрессивное поведение способно становиться все менее спонтанным и более организованным. По мере того, как приобретаются навыки конструктивного общения, происходит изменение соотношения между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней.
В процессе формирования группировок, поведение школьников заметно меняется. Пребывание в группе предоставляет каждому возможность испытать комфорт и защищенность, увеличить силы своих возможностей.
Психолог из Белоруссии И.А. Фурманов разработал классификацию агрессивного поведения подростков на две формы. Первая представляет собой социализированная форму, когда индивид не имеет психических нарушений, но обладает низким моральным и волевым уровнем регуляции поведения и нравственной нестабильностью.
Дети в первой группе отстранены от социальных норм и находятся под слабым самоконтролем. Они часто используют агрессию для привлечения внимания, очень ярко выражают агрессивные эмоции (например, кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи).
Такое поведение имеет целью получение эмоционального отклика от другого человека, а также может отражать стремление к контактам со сверстниками. После того, как ребенок добивается внимания партнеров, он успокаивается, прекращая вызывающие действия. У такого ребенка агрессивные акты обладают мимолетным и случайным характером, их диктуют обстоятельства, и они не отличаются особой жестокостью.
Для такой агрессии присущ непроизвольный, непосредственный характер, поскольку враждебность быстро сменяется дружелюбием. А выпады против сверстников заменяются на готовность сотрудничества. Подросток может использовать физическую агрессию (прямого или косвенного направления), а его поступки начинают отличаться ситуативностью.