Начало исследований, посвященных изучению влияния группы на личностное развитие, можно отнести к 1895 году, когда французский психолог Г. Лебон впервые ввел в научный обиход термин «групповое сознание».
Подходы к дефиниции и пониманию сущности феномена группового сознания
На протяжении развития психологической науки понимание термина претерпело существенные трансформации.
Сегодня под данным феноменом понимается один из видов общественного сознания, из которого отдельный индивид, личность черпает социально значимые представления, взгляды, аксиологические модусы, идеи и пр.; продукт длительного социально-исторического развития общества, понимание и переживание группой своего социального окружения, собственного места в нем, системы взаимоотношений с другими социальными единствами.
Групповое сознание варьирует от одной социальной группы к другой, приобретая свою видовую характеристику (профессиональное, национальное, классовое и пр. виды сознания). Главным элементом группового сознания выступает осознание личностью себя как части социального единства, осознание своего группового тождества в отличие от других социальных объединений. Носителями группового сознания выступают индивидуумы, входящие в состав социального объединения.
Факторы, обуславливающие формирование группового сознания
Групповое сознание, как и сам коллектив, сама группа, развивается, функционирует под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов.
Важнейшим внутренним фактором, отправной точкой формирования группового сознания можно считать этап восприятия личностью себя как части социального объединения, самоидентификации себя как члена группы, противопоставление «мы» и «они».
Существенным фактором формирования группового сознания является реализация совместной деятельности, деятельностное опосредование межличностных взаимоотношений. Именно деятельность выступает важнейшей характеристикой группы. В свою очередь, групповая деятельность всегда целенаправлена, преследует определенную цель, формулировка которой зависит от системы аксиологических модусов, установок и позиций членов группы. Соответственно, в качестве важнейшего внутреннего фактора, обуславливающего развитие группового сознания, является сплоченность.
Под сплоченностью в современной научной литературе понимается характеристика системы внутригрупповых взаимоотношений, отражающая степень совпадения оценок, интенций, установок, позиций по отношению к наиболее значимым групповым целям и объектам.
В качестве внутренних факторов, способствующих развитию группового сознания, следует отметить степень удовлетворенности и социально-психологический климат в группе.
Удовлетворенность представляет собой характеристику группы, отражающую отношение личности к принадлежности к социальному объединению.
Социально-психологический климат как внутренний фактор развития группового сознания
Социально-психологический климат представляет собой интегральную характеристику системы взаимоотношений в группе, отражающую комплекс психологических условий, обеспечивающих протекание процессов группообразования, личностного развития либо препятствующих им.
Социально-психологический климат характеризуется рядом показателей, включая следующие:
- степень межличностного общения в группе;
- эмоциональная идентификация;
- чувство ответственности за результаты групповой деятельности;
- уровень информированности каждого члена группы относительно целей и задач групповой деятельности, согласия с ними.
Таким образом, групповое сознание представляет собой феномен, обеспечивающий формирование социального объединения как единого организма, реализующего определенную совместную деятельность в процессе достижения социально значимых целей.