Понимание термина «Задержка психического развития»
Диагнозы, связанные с задержкой психического развития стали чаще всего ставить детям дошкольного и школьного возраста, именно тогда у ребенка проявляются проблема в обучении и восприятии информации.
Современная диагностика и медицинская помощь помогают преодолеть проблемы в развитии, но качественная диагностика и предотвращение патологии является затруднительными.
Задержкой психического развития называют отклонение общепринятых норм в развитии ребенка. Чаще всего подвергаются искажению следующие функции организма: мыслительные реакции, память, эмоциональный уровень, внимание.
Причины задержки психического развития
Причинами отклонения психического развития могут быть как биологические и социальные влияния.
Рассмотрим распространенные биологические причины:
- повреждение центральной нервной системы ребенка во время внутриутробного развития;
- травматизм и поражение инфекциями при беременности;
- привычки матери, приносящие вред его здоровью;
- признаки вируса гепатита B или недоношенность;
- появление новообразований в головном мозге;
- признаки эпилепсии;
- врождённая патология эндокринной системы;
- признаки синдрома Дауна;
- следствия тяжелых инфекционных заболеваний;
- нарушение работы сердца и болезни почек;
- искажение сенсорных систем организма, связанные со зрением и слухом.
Распространёнными социальными причинами являются:
- ограниченные условия деятельности ребенка в жизни;
- неблагоприятное воспитание и заброшенность ребенка;
- психологические и критические жизненные ситуации, деформирующие психику ребенка.
При диагностике задержки психического развития обращают внимание на особенности следующих функций организма:
- Искажение внимания. Может быть поверхностным, нестойким или кратковременным. Переключается с помощью любых внешних стимулов.
- Измененное восприятие. Может быть замедленным, не точным, существует сложность при формировании целостного образа.
- Нарушение памяти. Может преобладать наглядная и образная память, слабая активность мозга при передаче информации и сложность при запоминании.
- Дисфункция мышления. Характеризуется нарушением образного восприятия, абстрактного и логического мышления. Таким детям сложно подводить итоги сказанного, пересказывать услышанное и делать свои выводы.
- Нарушение речи. Искажаются звуки, присутствие ограниченного словарного запаса, ему трудно выстраивать фразы, проявляется задержка в развитии речи.
Особенности психики детей
Показателем развития психики ребенка при диагностике является общение со сверстниками и другими детьми. Дети с нормальной психикой редко разговаривают с отстающими в развитии сверстниками, мало взаимодействуют с ними.
Обычно такие дети играют отдельно от других. Во время уроков дети с отклонениями уединяются, мало сотрудничают и общаются с окружающими людьми. Чаще всего их можно встретить с детьми младшего возраста, принимающих их индивидуальность.
Еще одним показателем задержки психического развития является эмоциональная составляющая ребенка. Дети, с наличием таких отклонений обычно эмоционально-неустойчивые, они склонны к лабильности, внушаемости и несамостоятельности. Они часто пребывают в состоянии тревожности, страха и беспокойства. Нередко происходят перепады настроения и контрасты эмоциональных проявлений.
Такие дети не могут выразить свои чувства и эмоции, не понимают эмоций других людей, поэтому часто проявляют агрессивную реакцию на любое поведение людей.
В характере таких детей формируются качества заниженной самооценки, собственной неполноценности, неуверенность в своих силах и сильная привязанность к человеку, которому он доверяет.