Жизнь ребенка, оставшегося без родительского попечительства, существенно отличается от жизни сверстников. Одним из важнейших отличий выступает необходимость смены места жительства по причине достижения определенного возраста либо в силу иных причин. В свою очередь, постоянные смены места проживания могут стать причиной психологического дискомфорта. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют родственные связи, что предъявляет высокие требования к способностям ребенка адаптироваться.
Основные типы адаптации
В современной научной литературе специалисты выделяют два основных типа адаптации:
- прогрессивную, которая реализуется через приспособление к изменившимся обстоятельствам путем интеграции в социально-природную среду, личностные изменения. Активность личности в данном случае направлена на более полное приспособление, мобилизацию личностных ресурсов;
- регрессивную, которая проявляется в самоустранении, уходе из среды, невозможности принять ценности окружения.
Особенности адаптации детей-сирот
Следует отметить, что дети-сироты представляют собой проблемную группу: лишенные эмпатийного общения в семье, перенесшие жестокое обращение, смена место жительства – все это формирует социальную дезадаптацию детей, влияет на их физическое и психическое состояние. В свою очередь, отсутствие возможности адаптироваться к новым условиям приводит к формированию социально-психологических особенностей детей сирот.
К указанным особенностям развития девиантного поведения современные исследователи относят следующие:
- трудности установления межличностных контактов;
- деструктивная линия преодоления конфликтных ситуаций;
- высокий уровень тревожности;
- низкий уровень самоуправления, самоконтроля;
- неадекватная самооценка;
- повышенный уровень мотивационной агрессии.
Социально-психологические причины развития девиантного поведения
К сожалению, современные детские учреждения зачастую не только не заменяют ребенку утраченных родителей, но и затрудняют процессы его адаптации. Основными причинами развития девиантного поведения в доме ребенка выступают следующие:
- неправильная организация взаимодействия ребенка с взрослым, недостаточность форм взаимодействия;
- непостоянство, частая смена взрослых, воспитывающих детей;
- бедность конкретно-чувственного опыта ребенка, обусловленная чрезвычайной узостью окружающей среды, наличием лишь одного круга общения;
- недостаточная психолого-педагогическая подготовка воспитателей домов ребенка, их безучастное отношение к детям;
- недостатки образовательно-воспитательных программ, обучение, не компенсирующее дефекты развития, обусловленные отсутствием семейного окружения;
- недифференцированный подход к детям.
Подходы, направленные на предотвращение дезадаптации
Основными подходами, направленными на предотвращение дезадаптации ребенка в детском учреждении, выступают следующие:
- гуманистическая направленность персонала дома ребенка;
- интерпретация детства как особой ценности, понимание того, что ребенок нуждается в защите, обучении, воспитании, имеет право на материальное обеспечение;
- установки на оказание помощи детям;
- понимание возрастных особенностей ребенка, знание психических новообразование, ведущего вида деятельности, типичных поведенческих паттернов каждого конкретного возрастного периода;
- понимание того, что общение с взрослым выступает необходимым условием для личностного и психологического развития ребенка;
- диагностика и социально-психологическая работа с личностными трудностями детей.
Таким образом, адаптация ребенка в детском учреждении представляет собой длительный, сложный процесс, требующий от сотрудников детского учреждения максимально внимательного, гуманитарного подхода.