Адаптация детей с ограниченными возможностями представляет собой одну из наиболее актуальных психолого-педагогических, социальных проблем современного глобального социума. В условиях кризиса всех аспектов жизнедеятельности, в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, в ситуации отсутствия эффективных адаптационных процедур, выработанных адаптационных механизмов обостряются противоречия, что приводит зачастую к распаду семьи, психологическому дискомфорту всех участников взаимодействия.
Трудности адаптации ребенка с ограниченными возможностями на уровне семьи
Под адаптацией личности понимается процесс включения индивидуума во взаимодействие с социально-природной окружающей средой, интеграция в общество в качестве его активного, полноправного члена.
Реализация эффективной адаптации ребенка с ограниченными способностями, с отклонениями в развитии чаще всего затрудняется рядом проблем, включая низкую самооценку, одиночество, отсутствие социальной уверенности в собственных силах, ощущение отверженности, мучительное переживание собственных недостатков, физическая и психологическая зависимость от окружающих, депрессия, неспособность и неготовность к обсуждению собственных трудностей. Таким детям чаще всего сложно устанавливать адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Кроме того, процесс эффективной адаптации ребенка может сопровождаться многочисленными проблемами, возникающими в семье, включая следующие:
- физическая, нервно-психическая нагрузка, напряжение, тревога, усталость, отсутствие уверенности в отношении будущего ребенка;
- поведение ребенка не отвечает ожиданиям родителей, что приводит к возникновению раздражения, неудовлетворённости, нарушениям и искажениям семейных взаимоотношений;
- снижение социального статуса семьи, изменения в ближайшем социальном окружении.
Трудности адаптации ребенка с ограниченными возможностями на уровне образовательной организации
К сожалению, на сегодняшний день процесс адаптации ребенка с особыми потребностями вызывает многочисленные трудности не только на личностном или семейном уровне, но и на уровне реализации региональной социальной государственной политики, в рамках образовательных учреждений.
В качестве основных недостатков современных образовательных организаций следует назвать следующие:
- несоответствие социально-культурных учреждений потребностями детей, включая недостаточность материальной базы, материально-технического обеспечения;
- некомпетентность, низкий уровень профессионализма педагогических кадров в процессах реабилитации ребенка.
Принципы эффективной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
Преодоление указанных проблем, повышение эффективности социализации ребенка требует преодоления указанных негативных факторов, создания определенных условий, основанных на максимально полном учете ряда принципов, включая следующие:
- дети с ограниченными физическими возможностями должны рассматриваться в качестве равноправных членов социума;
- в нормативной сфере необходимым представляется строгое соблюдение прав человека, действующих нормативных актов;
- обеспечение равных возможностей с другими членами общества, мотивация к вовлечению в различные формы социо-культурного взаимодействия;
- стимулирование процессов на повышение социальной востребованности, экономической независимости, культурного развития;
- опора на квалификационную, профессиональную помощь, позволяющую компенсировать негативные последствия заболевания.
Таким образом, адаптация ребенка с ограниченными способностями представляет собой сложный, трудоемкий процесс, требующие решения многочисленных проблем на всех уровнях его реализации.