Сущность дивизиональных структур
В современных условиях классические линейно-функциональные структуры можно встретить в основном лишь среди мелких фирм. На уровне транснациональных корпораций (ТНК) такие бюрократические структуры – и вовсе являются редкостью. Крупные компании в большинстве своем предпочитают дивизиональный подход к построению организационно-управленческих структур.
Дивизиональные структуры управления (их также иногда называют «отделенческими»; от англ. division - подразделение, отделение) – это, пожалуй, наиболее совершенная разновидность иерархических организационных структур. Они представляют собой нечто среднее между механистическими (бюрократическими) структурами и органическими (адаптивными).
Первые «отделенческие» структуры появились в 20-е гг. прошлого века на предприятиях «General Motors», однако значительную популярность получили лишь спустя 40-50 лет. Появление подобного рода структур было своеобразной реакцией на недостатки бюрократических структур. Необходимость реорганизации традиционных линейно-функциональных структур была обусловлена увеличением размеров компаний (во многом вследствие слияний и поглощений), значительным усложнением технологий, интернационализацией и диверсификацией их деятельности. В условиях постоянно меняющейся внешней среды становится все труднее эффективно управлять из единого центра географически отдаленными и разнородными подразделениями крупной компании, ориентированной на внешние рынки.
Дивизиональные структуры основываются на выделении крупных автономных производственных подразделений (дивизионов, отделений, бизнес-единиц), а также соответствующих уровней управления, при предоставлении этим подразделениям значительной степени самостоятельности (и, в частности, за получение прибыли).
Под дивизионом (отделением) чаще всего понимают организационную товарно-рыночную единицу, которая включает все необходимые собственные функциональные подразделения. На дивизион возлагается ответственность за производство и сбыт конкретной продукции, а также за финансовые результаты. Благодаря такой децентрализации топ-менеджмент головной компании в значительной мере высвобождается для концентрации на стратегических задачах.
Таким образом, благодаря появлению дивизиональных структур наконец произошло отделение оперативного уровня управления (который, как правило, концентрируется на производстве того или иного конкретного продукта) от стратегического (который отвечает преимущественно за развитие и рост фирмы, в целом).
У топ-менеджмента фирмы, входящей в состав дивизиональной остается в распоряжении, как правило, около 4-6 функциональных подразделений. Высшее руководство компании контролирует общекорпоративные стратегические вопросы, научно-исследовательские разработки, инвестиций, финансы и т. д.
В целом же, дивизиональные структуры характеризуются сочетанием централизации в верхних управленческих эшелонах (это, в основном, вопросы стратегического планирования) и децентрализации (производство и получение прибыли). Дивизионы из-за своей значительной финансовой самостоятельности часто также называют «центрами прибыли».
Классификация дивизиональных структур
Структуризация компании по дивизионам чаще всего осуществляется в соответствии одним из следующих принципов:
- продуктовому (учитываются особенности производимых товаров и услуг) в соответствии с выбранным потребительским сегментом
- региональному (в соответствии с выбранной территорией).
В связи с этим выделяется 3 основных типа дивизиональных структур:
- организационные структуры, ориентированные на потребителя
- дивизионально-продуктивные
- дивизионально-региональные.