Общая характеристика и элементы статуса в юрисдикции
Важнейшей характеристикой юрисдикции, как государственно-властной деятельности по формированию системы законодательства, обеспечению правоприменения и непосредственной реализации общеобязательных правовых норм, выступает статус субъектов юрисдикции, отражающий их права, обязанности и законодательно установленную компетенцию.
При этом следует также обратить внимание на то, что статус в юрисдикции непосредственно совпадает со статусом юрисдикционных органов, элементами которого выступают:
- Территориальный уровень функционирования государственно-властных органов, который в условиях федерализма может быть федеральным, региональным или муниципальным;
- Принадлежность к определенной ветви государственной власти, сформированной исходя из положений теории разделения властей, а именно – законодательной, исполнительной или судебной;
- Организационно-правовая форма государственных органов, характеризующая его место в системе государственного механизма. В частности, такими сущностными характеристиками, влияющими на статус юрисдикции органа, могут выступать их отнесения к числу министерств, служб, управлений, и т.д.;
- Сферы общественных отношений, управление которыми отнесено к компетенции конкретного органа государственной власти (здравоохранение, образование, оборона, судопроизводство, и пр.);
- Властные полномочия, виды и сфера распространения принимаемых нормативно-правовых актов, порядок принятия решений в органе, наличие и статус структурных и территориальных подразделений в органе, и т.д.
Наряду с обозначенными выше элементами статуса юрисдикции, выраженными в элементах статуса соответствующих юрисдикционных органов, в рамках рассматриваемой характеристики могут выделяться и дополнительные – источники финансирования, место нахождения, официальная символика, и т.д.
При этом особое значение в статусе юрисдикции в теории права традиционно придается компетенции государственно-властных органов, поскольку именно компетенция раскрывает содержание их деятельности, а следовательно – и их социальное предназначение, ибо именно ради осуществления определенной компетенции и создаются разнообразные органы власти, включенные в структуру механизма государства.
Структура компетенции государственно-властных органов как элемента статуса юрисдикции
Как было отмечено выше, ключевое значение ключевое значение в характеристике статуса в юрисдикции принадлежит компетенции государственно-властных органов. При этом элементами обозначенной компетенции в теории права называют:
- Предметы ведения государственно-властных органов – то есть те сферы общественных отношений, управление которыми в соответствии с положения действующего законодательства отнесено к ведению конкретного юрисдикционного субъекта;
- Полномочия государственно-властного органа – его права и обязанности по регулированию предметов ведения, которые четко определяются в действующих нормативно-правовых актах, и не должны пересекаться или дублировать друг друга во избежание коллизий и конфликтов юрисдикций.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что важнейшим признаком полномочий государственно-властных органов выступает одновременное совпадение воедино прав и обязанностей, поскольку у государственно-властных органов не может субъективных прав в том же значении, в котором обозначенная категория выступает применительно к характеристике правового статуса личности. Иными словами, государственный орган как субъект юрисдикции, наделенный особым статусом публично-правового образования не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он сформирован. В этой связи, для характеристики статуса в юрисдикции более корректно говорить не о правах и обязанностях органов государственной власти и управления, а об их полномочиях.
Характеристика статуса в международной юрисдикции
Поскольку юрисдикция выступает характеристикой не только внутригосударственной деятельности суверенных государств, но и субъектов международного права, в процессе проведения характеристики статуса в юрисдикции представляется целесообразным подробнее остановиться на анализе соответствующих юрисдикционных прав и обязанностей, присущих субъектам международного права.
Применительно к рассматриваемому вопросу в юридической доктрине отмечается, что компетенция субъектов международного права, как ключевая составляющая международно-правовой юрисдикции, представлена следующими элементами:
- Юридическая способность участвовать в упорядочиваемых международно-правовыми нормами отношениях с другими субъектами международного права (суверенными государствами и международными организациями);
- Право приобретения и осуществления прав и обязанностей в рамках обозначенного взаимодействия, включая соблюдение обязанности по уважению статуса других субъектов международного права и обязанности добросовестно соблюдать международно-правовые принципы и нормы;
- Право устанавливать дипломатические и консульские отношения с зарубежными странами, необходимые для эффективного осуществления юрисдикционной деятельности не только внутри государства, но и за его пределами;
- Право принимать участие на правах равноправного члена в универсальных и региональных международных организациях, а также формировать при них собственные представительства.
В свою очередь, применительно к характеристике обязанностей субъектов международного права, как неотъемлемому компоненту их правосубъектности, следует обратить внимание на то, что они в подавляющем большинстве случаев определяются содержанием основных принципов международного права, в том числе упорядочивающих вопросы взаимодействия суверенных государств.
Так, например, ключевой обязанностью государств, как субъектов международного права, выступает невмешательство во внутренние дела зарубежных стран.