Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Налоговая юрисдикция

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Налоговая юрисдикция

Понятие и общая характеристика налоговой юрисдикции

Формирование бюджета и взимание налоговых платежей выступает одной из ключевых задач государства, призванных обеспечить его жизнеспособность, а также благополучие его граждан, поскольку большая часть собираемых налоговых платежей поступает на обеспечение реализации общесоциальных целей и задач.

Данный факт предопределяет повышенный интерес законодателя и представителей научного сообщества к проведению анализа и изучения проблем, связанных с взиманием налогов в целом, а также с определением налоговой юрисдикции государства. Несмотря на отсутствие единообразного определения обозначенного термина, как в действующем законодательстве, так и в научной среде, в наиболее общем виде соответствующая категория может быть определена следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 1

Налоговая юрисдикция государства – это гарантируемая Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и действующим законодательством возможность государства (представленного в лице его органов и должностных лиц) устанавливать права и обязанности в сфере налогообложения и сборов для лиц, связанных экономическим взаимодействием с соответствующим государством в рамках налоговых правоотношений.

При этом для целей проведения характеристики налоговой юрисдикции следует обратить внимание на то, что в действующем законодательстве о налогах и сборах обозначенная экономическая связь лица с территорией того или иного государства определяется через свойство резидентства – то есть постоянного пребывания на территории определенного государства.

Однако признак резиденства не является исчерпывающим при изучении налоговой юрисдикции государства, поскольку, с одной стороны, действительно, налоговая юрисдикция конкретной страны распространяется на иностранных граждан (нерезидентов) только на его территории, однако по отношению к собственным гражданам (резидентам), соответствующая юрисдикция может действовать и во время нахождения гражданина на территории иностранного государства (например, применительно к уплате налога на доходы физических лиц).

Проблемы налоговой юрисдикции государства

В современном мире, в условиях глобализации и активизации миграционных процессов, традиционно ограничивавшаяся свойством резиденства налоговая юрисдикция государств испытывает значительные проблемы, основными из которых выступают:

  1. Ситуация при которой конкретное лицо, в силу особенностей национального налогового законодательства разных стран, одновременно признается в качестве резидента в нескольких государствах, исполняя, в этой связи, неограниченную налоговую обязанность одновременно перед каждым из них;
  2. Налогоплательщик, не являясь резидентом ни в одной из государств, претерпевает налоговое бремя в связи с возникновением одинакового объекта налогообложения, применительно к которому разные страны одновременно исчисляют налоговые платежи;
  3. У налогоплательщика-резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства, в связи с чем, каждое из них взимает в соответствии с национальным налоговым законодательством налоговых платеж в отношении соответствующего объекта.

Большинство обозначенных проблем, чаще всего, разрешается посредством заключения международных соглашений, например, об избежании двойного (многократного) налогообложения.

Пределы налоговой юрисдикции государства

Несмотря на преобладание обозначенного выше признака резидентства в упорядочении вопросов государственной налоговой юрисдикции, определение его пределов выступает достаточно сильной теоретической и правоприменительной проблемой. В этой связи, представляется целесообразным обратить внимание на то, что при определении пределов налоговой юрисдикции государства надлежит руководствоваться следующими правилами и признаками:

Во-первых, правильно определять понятие территории государства, необходимое как для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, так и для правильной квалификации объектов налогообложения, с тем чтобы определить возник ли он на территории соответствующего государства или не возник.

Пример 1

Так, например, полная налоговая юрисдикция государства распространяется только на его территорию, в которую включается территория субъектов, внутренние воды и территориальные моря, а также воздушное пространство над всеми ними. В свою очередь, ограниченная налоговая юрисдикция характерна для территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Иными словами, территориальные пределы распространения налоговой юрисдикции всегда имеют тенденцию к расширению, не ограничиваясь исключительно сухопутной территорией страны.

Во-вторых, учитывать положения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, институт резиденства в рамках которых позволяет разрешать проблемы одновременной налоговой обязанности, которая может возникнуть, как было отмечено выше, ввиду признания лица резидентом в нескольких странах, посредством установления в действующем законодательстве таких критериев, благодаря которым лицо становится резидентом единственного государства (так называемых «тестов резидентства»).

Так, одним из наиболее распространенных тестов резидентства, применяемым в международных соглашениях применительно к регулированию вопросов налоговой юрисдикции государств в отношении физических лиц, выступает приоритетное проживание гражданина на территории страны в течение не менее 183 календарных дней. В свою очередь, для юридического лица основным тестом выступает факт государственной регистрации на территории определенной страны.

Однако, несмотря на относительную универсальность обозначенных критериев, в международной практике применяются и иные тесты резиденства, позволяющие верно определять пределы государственной налоговой юрисдикции и избегать обозначенных выше проблем.