Анализ действующего законодательства и специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что категория «юрисдикция» выступает одним из наиболее сложных и многоаспектных понятий в юриспруденции. Причем обозначенная сложность связывается как с множественностью подходов к формулированию определения рассматриваемой категории, так и с неоднозначностью классификаций ее видов.
Так, в частности, одновременно выделяют классификации в зависимости от объема и направленности юрисдикционной деятельности, и в зависимости от содержания соответствующей юрисдикции.
В свою очередь, в рамках второй классификации, наряду с гражданской, налоговой, административной, и иными видами юрисдикции, традиционно принято выделять уголовную юрисдикцию, определение которой, в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Уголовная юрисдикция – это установленная действующим законодательством совокупность государственно-властных полномочий, направленных на принятие общеобязательных уголовно-правовых предписаний и обеспечение их практической реализации.
При этом следует обратить внимание на то, что в отличие от некоторых иных разновидностей, уголовная юрисдикция конкретного государства преимущественно определяется именно его национальным законодательством, и лишь в отдельных случаях – также нормами международного права, формы установления которых признаны соответствующим государством.
Анализ современной юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что обозначенное выше определение уголовной юрисдикции соответствует его «полному» виду, который, в свою очередь, включает в себя предписывающую уголовную юрисдикцию и юрисдикцию уголовного принуждения.
Предписывающая уголовная юрисдикция означает право государства устанавливать обязательные правила поведения, однако объем средств обеспечения их практической реализации существенно ограничен.
Юрисдикция уголовного принуждения – это совокупность установленных действующим законодательством государственно-властных полномочий компетентных органов и их должностных лиц по принуждению к соблюдению требований уголовного законодательства и правоприменительных актов в соответствующей сфере, выступающему реакцией на совершение конкретным лицом общественно-опасного деяния.
Как было отмечено выше, вопросы уголовной юрисдикции подлежат упорядочению в соответствии с положениями действующего законодательства при учете требований общепризнанных принципов и норм международного права, а также подписанных международных государством. При этом по общему правилу, каждое суверенное государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах собственной территории, и, соответственно, ограниченную юрисдикцию в пределах особых территориальных зон – континентального шельфа, специальной экономической зоны, и т. д.
Продолжая характеристику видов уголовной юрисдикции, следует обратить внимание на то, что юрисдикция, осуществляемая в пределах государства, получила наименование территориальной. В свою очередь, уголовная юрисдикция, осуществляемая за пределами государственных границ, называется в действующем праве экстерриториальной.
Каждому из обозначенных видов уголовной юрисдикции соответствуют определенные принципы, подробная характеристика которых будет приведена ниже.
Как было отмечено выше, основными содержательными признаками видов уголовной юрисдикции выступают принципы, в соответствии с которыми происходит их реализация.
Так, территориальному виду уголовной юрисдикции соответствует территориальный принцип реализации, в силу которого, реализация начал уголовной политики того или иного государства, по общему правилу, производится в пределах его государственных границ.
Для следующего из обозначенных видов – экстерриториальной уголовной юрисдикции, основным началом выступает персональный принцип, содержание которого состоит в праве государства обязать собственных граждан соблюдать требования национального уголовного законодательства, однако не вправе применять меры государственно-властного воздействия в случае их нарушения.
Особенностью персонального принципа экстерриториальной уголовной юрисдикции выступает то, что его действие в большинстве случаев распространяется государствами не только на граждан, но и на постоянно проживающих в стране лиц без гражданства.
Продолжая характеристику уголовной юрисдикции, следует также обратить внимание на то, что наряду с обозначенными принципами, соответствующим ее наиболее распространенным видам, существуют и иные основные начала:
На протяжении длительного исторического периода общественно опасными деяниями, ответственность за совершение которых наступала в соответствии с принципов универсальности, признавались только пиратство и работорговля, однако в настоящее время, такой способ привлечения к ответственности реализуется и в отношении большинства преступлений против мира и безопасности человечества.