Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Морская юрисдикция

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Морская юрисдикция

Понятие и субъекты морской юрисдикции

Деятельность, связанная с организацией и осуществлением перевозок морским транспортом, промысловым и туристическим судоходством, проходом военных судов, и т.д., выступает одной из сфер, в отношении которых не в полной мере действуют традиционные правила о признании и определении национальной юрисдикции соответствующих субъектов.

Разрешать обозначенную проблему применительно к морской юрисдикции призван ряд действующих в настоящее время международно-правовых соглашений, а также основы национального законодательства в обозначенной сфере (в тех случаях, когда упорядочению вопросов, связанных с морской юрисдикцией уделена достаточное внимание законодателя).

При этом, говоря о понятии морской юрисдикции можно отметить, что чаще всего оно отождествляется с понятием международного публичного права и представляется следующим образом:

Определение 1

Международное морское право – совокупностью юридических принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств, а также регламентирующих особенности правовых отношений между государствами и иными субъектами, в части упорядочения вопросов использования Мирового океана По данной теме мы уже выполнили реферат Использование и охрана Мирового океана подробнее .

Говоря о субъектах морской юрисдикции, следует отметить, что соответствующий субъектный состав совпадает полностью с кругом субъектов международного морского права и представлен государствами и международными межправительственными организациями.

При этом важной отличительной чертой субъектов морской юрисдикции выступает их юридическая способность к самостоятельным юрисдикционным действиям, в том числе направленным на согласование международно-правовых норм и независимое осуществление прав и обязанностей, устанавливаемых соответствующими нормами.

Кроме того, анализ специальной литературы позволяет выделить следующие признаки субъектов морской юрисдикции:

  1. Рассматриваемые субъекты вправе самостоятельно и автономно совершать юридически значимые действия, в числе которых, наиболее значимыми обоснованно признаются действия, направленные на участие в совместной разработке и принятии международно-правовых норм в сфере регулирования морских отношений;
  2. Субъекты морского права правомочны независимо осуществлять принимаемые на основе присоединения к существующим и вновь создаваемым международно-правовым соглашениям права и обязанности в сфере морского права;
  3. Помимо права участвовать в принятии, а также непосредственной реализации прав и обязанностей в сфере морской юрисдикции, рассматриваемые субъекты могут привлекаться к установленным формам и видам международной ответственности за нарушение обязанностей в соответствующей сфере.

Принципы морской юрисдикции

В связи с тем, что для морской юрисдикции характерен особый субъектный состав, а также определенная специфика, обусловленная сферой непосредственной реализации прав и обязанностей в области морского права, для характеристики морской юрисдикции представляется целесообразным подробно остановиться на выделяемых в настоящее время принципах регулирования отношений в соответствующей сфере:

  • Принцип свободы открытого моря По данной теме мы уже выполнили реферат Принцип свободы открытого моря подробнее – одно из старейших начал правового регулирования в сфере морского права, в соответствии с которым, ни одно государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря целиком (а равно его части) своему суверенитету. Иными словами, одной из ключевых основ морской юрисдикции выступает положение о том, что открытое море открыто для всех государств, при том как имеющих выход к морю, так и не имеющих такового;
  • Принцип исключительной юрисдикции государства над судами собственного флага. Данный принцип имеет особое значение применительно к характеристике морской юрисдикции, так как, в соответствии с ним, в пределах открытого моря торговое судно подчиняется исключительно юрисдикции государства своего флага, и никто не имеет права вмешиваться в его законную деятельность;
  • Принцип иммунитета военных кораблей. Названное начало морской юрисдикции тесно взаимосвязано с приведенным выше принципов исключительной юрисдикции, так как, в соответствии с ним, военные (а равно иные государственные суда, используемые в целях, отличных от предпринимательской деятельности) обладают иммунитетом, то есть не подчиняются юрисдикции иностранных государств.

Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) как основной источник правового регулирования вопросов морской юрисдикции

Продолжая характеристику современного состояния правового регулирования вопросов морской юрисдикции, представляется необходимым остановиться на характеристике основного источника в соответствующей сфере – Конвенции ООН по морскому По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Международные морские перевози подробнее праву 1982 года.

Замечание 1

Значимость названного акта заключается в том, что именно в его содержании нашло отражение нормативно-правовое регулирование таких институтов как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, а также многих других, непосредственно затрагивающих содержание и особенности современной морской юрисдикции.

Кроме того, в содержании анализируемого источника большое внимание уделено уточнению прав государств, не имеющих выхода к морю. В частности, в числе основных правомочий, предоставляемых соответствующей Конвенцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовые отношения. подробнее для обозначенных государств называются:

  1. Право доступа к морю в целях осуществления всей совокупности прав в сфере морской юрисдикции, предусматриваемых Конвенцией 1982 года;
  2. Государства транзита обязаны принимать все надлежащие меры для предотвращения задержек, а равно иных технических трудностей в транзитном движении с участием государства, не имеющего выход к открытому морю;
  3. Судам государств, не имеющим выхода к открытому морю гарантируется такой же правовой режим в морских портах, что и режим, предоставляемый иным иностранным судам.