Юрисдикция: сущность понятия
Возникновение и развитие государств привело к формированию международного права и крепких межгосударственных отношений. Зачатки указанных взаимоотношений между странами складывались в виде региональных правовых концепций, которые охватывали сравнительно небольшие географические области.
В юридической науке можно встретить огромное количество различных терминов. Благодаря им адвокаты и юристы понимают друг друга. Многие определены должны быть известны всем образованным гражданам, так как они необходимы для повышения юридической и социальной грамотности.
Юрисдикция - это утверждение за государственным органом особых правомочий, который предоставляют возможность решать определенные дела и споры.
Эта деятельность определяется по характеру и виду разрешаемых дел (проступки и преступления, имущественные конфликты между отдельными лицами и хозяйственными организациями), по их территориальной принадлежности, а также в зависимости от принимающих участие в деле граждан.
На сегодняшний день различают юрисдикцию:
- арбитражных и общих судов;
- административную - определяет правомочия государственных органов, которые могут решать важные вопросы, относящиеся к административному законодательству;
- национальную - выполнение политики государства вне ее территории;
- уголовную и налоговую;
- обязательную – решает конфликт посредством межгосударственного договора и принимается всеми участниками добровольно.
Выделяется также юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства на рассмотрение и разрешение дел в соответствии с их компетенцией.
Стоит отметить, что на практике достаточно часто вызывает споры само понятие внутренней компетенции государства. Этот критерий меняется с эволюцией международных отношений, с увеличением взаимозависимости стран друг от друга. В особенности, современная система невмешательства предполагает, что государства не имеют право произвольно относить любые вопросы только к своим внутренним полномочиям.
Международные обязательства и права государственных органов, в числе которых и их заключенные договора по Уставу ООН, являются главным аспектом, который позволяет грамотно и объективно подходить к решению этого сложного дела. В этом случае, не подлежит сомнению, что понятие вопроса, по существу входящего в устрой конкретной страны, не является чисто территориальным определением.
Виды государственной юрисдикции
В международном праве юрисдикция любого государства представляет собой права административных и судебных структур, которые занимаются рассмотрением и разрешением дел в соответствии с их внутренней компетенцией. В связи с этим, можно выделить территориальную и личную юрисдикцию.
Территориальная осуществляет свою деятельность только в установленных страной границей. На своей территории государственные органы могут реализовать полную юрисдикцию, при формировании которой будет доминировать территориальная подсудность. Создание правильной правовой базы в международной уголовной юстиции призвано реализовать все нормы права об ответственности за серьезные преступления, поэтому ведение уголовного производства международным судом, рассматривается только в качестве возможной альтернативы.
Вместе с тем, при проведении судопроизводства с использованием метода территориальной юрисдикции, иногда можно встретить случаи полного игнорирования материально-социальных установок Конвенции и незаконные попытки их произвольной формулировки вопреки тому, что правонарушение геноцида является беззаконием особого рода, ответственность за которое предполагается в первую очередь международным правом, а не внутригосударственным.
Административная юрисдикция: принципы и основные черты
Рисунок 1. Административная юрисдикция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отправляясь от основной специфики административно-процессуальной деятельности, можно определить ключевые черты, напрямую свойственные ее пониманию с точки зрения юрисдикции как наиболее выгодному и рентабельному регулированию возникшего вопроса. При этом необходимо понимать, что правовая сфера имеет определенные пределы, которые не позволяют полностью отождествить ее с другим вариантом управленческой и правительственной деятельности вообще.
Общность официальных административных производств — основная характеристика правовой юрисдикции.
Различия между производствами осуществляются как по субъекту, представленного в юрисдикционных полномочиях, так и по предмету самой структуры.
С учетом реального состояния действующего законодательства определенной страны и процессуальных норм можно определить следующие виды административного производства:
- производство по особо важным делам об административных преступлениях;
- производство по общественным жалобам;
- дисциплинарное производство;
- решение согласительных дел.
В настоящее время в наибольшей степени урегулировано и функционирует производство по делам об административных правонарушениях. А вот проблемы в канале дисциплинарного производства решаются на крайне низком уровне. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в общественных вопросах, так как в этом случае, как правило, функционирует устаревший нормативный материал. Согласительное производство пока новый и еще не регламентированный процесс административно характера, поэтому его изучение находится на начальных стадиях.
Таким образом, универсального субъекта административной юстиции на сегодняшний день нет. В действительности реализация функций юрисдикционного права по административным делам проводится во внесудебном или судебном порядке. Связанные с осуществлением юрисдикции посредством суда вопросы имеют важное значение в плане объективного становления правового государства.
Общие принципы юрисдикции
Абсолютно каждое государство свободно в выборе методов и принципов, которым оно будет следовать и считать лучшими, а также наиболее подходящими для полноценного развития общества и государства.
В этом аспекте существует некоторое количество общепринятых и четких систем, на основании которых государственные органы могут проводить уголовную юрисдикцию в соответствии с требованиями международным правом.
Правоведы выделяют в юридической науке 7 основных принципов:
- принцип активной национальности правонарушителя;
- территориальный принцип;
- принцип пассивной национальности жертвы;
- принцип государственного флага;
- принцип правовой защиты;
- принцип уникальности;
- принцип официального представительства.
В течение длительного времени термин «уголовных международных прав» означал исследование указанных правил. Сейчас наблюдается внезапное повышение научного интереса к этим методам.
Первые три принципа вполне очевидны, а вот четвертый и пятый статут можно достаточно легко объяснить. Принцип флага увеличивает территорию использования норм уголовного права государства на самолете или корабле, направляющихся под флагом этой страны. В соответствии с правилом защиты любое государство имеет право принимать к рассмотрению дела о грубом правонарушении, совершенном за пределами страны и с намерением принести конкретный вред его ключевым фундаментальным интересам.
Принцип государственного представительства может объективно осуществить экстерриториальную юрисдикцию, если это условие действует в интересах иного государства, которое непосредственно вовлечено в сам процесс и соблюдает определенные требования.
Функции указанных правовых положений демонстрируют выраженную связь, описывающую все допускаемые международным правом взаимоотношениями между государством суда и правонарушителем, а также уникальное международное право, которое в результате предотвращает вмешательство в суверенитет другой страны при проведении экстренной юрисдикции.
Как можно заметить, юрисдикция тесно взаимосвязана с территориальным аспектом, однако не замыкается только на ней. Многие страны обладают юрисдикцией для объективного вынесения судебных решений в отношении злодеяний, совершенных за пределами их официальных территории.