Защита права на свободу совести и вероисповедания
Право на свободу совести и вероисповедания — это неотъемлемое право человека, подкрепленное нормами внутреннего российского законодательства и международного права.
Религиозные вопросы тесно связаны с национально-этническими вопросами, и те, и другие занимают важнейшее место в политической, правовой и культурной сферах жизни общества.
В соответствии с Конституцией (ст. 28) любому гражданину гарантируется свобода вероисповедания, совести, включающая право исповедовать любую религию (самостоятельно или группой), свободно выбирать и распространять убеждения в сфере религии. Императивно запрещается любое выступление, поддерживающее религиозную ненависть, подстрекательство к вражде, дискриминации и насилию (Пакт ООН о политических и гражданских правах ст. 20).
Для защиты прав человека в сфере религии законодательство вводит административную и уголовную ответственность. В процессе привлечения к ответственности может возникнуть широкий круг проблем, одной из которых является конкуренция статей административного и уголовного законодательства. Нарушение прав в сфере религиозных прав и свобод человека регулируется административным (ч. 2 ст. 5.26 КоАп) и уголовным правом (ст. 148 УК).
Уголовная ответственность за нарушение прав и свобод верующих
Уголовная ответственность за нарушение права на свободу вероисповедания предусмотрена за совершение публичных действий, выражающих неуважение к обществу, совершенное с целью оскорбления чувств верующих (включая действия, совершенные в местах, предназначенных для богослужений и иных религиозных церемоний и обрядов). Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное воспрепятствование проведению богослужений, деятельности религиозных организаций, иных религиозных церемоний и обрядов.
Объект преступления — право на свободу вероисповедания (гарантируется Конституцией). Состав преступления при этом по конструкции является формальным, так как нет необходимости для того, чтобы привлечь лицо к ответственности, наступления неблагоприятных последствий.
Объективная сторона — это действия, выражающие явное, открытое неуважение к обществу, а также действия, совершенные публично и для оскорбления чувств верующих. К предмету уголовно-правовой ответственности не относятся религиозные взгляды и чувства, основанные на религиозном радикальном экстремизме.
Религиозные чувства верующих можно оскорбить посредством:
- речи;
- сети Интернет;
- средств массовой информации;
- совершения каких-либо активных действий, направленных против чувств верующих людей.
Явное и открытое неуважение к обществу, выраженное через преступные действия, должно заключаться в нарушении общепризнанных правил и норм поведения для противопоставления себя окружающим людям и демонстрации по отношению к ним пренебрежительного отношения.
В законодательстве отсутствует единый подход в определении понятия «публичности».
В уголовном праве признаками публичности являются:
- публичные призывы к террористической деятельности, пропаганда или оправдание терроризма (ст. 205.2);
- публичные призывы к экстремистской деятельности (ст. 280);
- совершение противоправных действий в месте, где они могут быть восприняты широким кругом лиц, включая верующих (ст. 148) и др.
Субъект преступления должен умышленно совершать его в публичном месте, преследовать цель специально оскорбить чувства верующих людей. При отсутствии умысла привлечение к уголовной ответственности не происходит. Обязательной составляющей субъективной стороны является цель деяния, выражающаяся в оскорблении чувств верующих. Законодательное закрепление данной цели требует от органов уголовного преследования тщательного установления, не допуская объективного вменения.
Разграничение административной и уголовной ответственности за нарушение прав и свобод верующих
Административная ответственность наступает за умышленное публичное осквернение богослужебной или религиозной литературы, эмблем и знаков мировоззренческой атрибутики и символики, предметов религиозного почитания, их порчу или уничтожение. Законодатель не проводит четкой грани разграничения административной и уголовной ответственностью. В правовой доктрине существует определенная схожесть диспозиций этих норм. В реальности, если формально деяние содержит признаки преступления по УК (ст. 148), но в силу разных обстоятельств является незначительным или малозначительным, то привлекаться лицо должно по статье КоАП.
Привлечение к уголовной ответственности должно происходить только тогда, когда меры административного взыскания успеха не возымели и лицо продолжает противоправную деятельность, что, в свою очередь, увеличивает степень общественной опасности виновного лица. Некоторые действия, указанные в ст. 5.26 КоАП могут представлять объективную сторону состава преступного деяния. Вопрос в том, какие друге действия, не включенные в вышеуказанную статью могут привести к административной ответственности.
В действующей системе норм об уголовной и административной ответственности ст. 5.26 КоАП выполняет роль резервной нормы, так как в реальности эту норму применяют тогда, когда не удалось доказать цель виновного в оскорблении религиозных чувств верующих.
Парадоксально то, что оскорбление чувств верующих через публичное умышленное осквернение богослужебной или религиозной литературы, эмблем и знаков мировоззренческой атрибутики и символики, предметов религиозного почитания, их порчу или уничтожение ведет к административной ответственности. При отсутствии порчи (уничтожения) вышеперечисленных объектов наступает уголовная ответственность. При этом по конструкции норм возможны разные варианты квалификации, зависящие только от усмотрения правоприменителя.