Понятие трудового спора
Трудовой спор представляет собой спор, который возникает в сфере трудовых правоотношений. Возникновение данных споров обусловлено противоречиями, которые могут возникать между различными субъектами трудовой деятельности.
Содержание трудовых споров вытекает из тех прав и обязанностей, которые предоставлены работодателю и работникам.
В частности, основные права и обязанности работников и работодателей вытекают из ст. 132 ТК РФ, где указано следующее:
- устанавливается обязанность работников приходить вовремя на работу, а также подчиняться установленной законодателем продолжительности рабочего времени с целью выполнения своих трудовых обязанностей. Работники, которые не соблюдают данные условия, по сути, нарушают трудовую дисциплину и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности;
- работодатель обязан создать надлежащие условия труда для своих работников, а также соблюдать установленную законом продолжительность рабочего времени.
Запрещено отвлекать работников от их обязанностей, заставлять их участвовать в деятельности, которая не связана с трудовой. Из вышеуказанных положений и вытекает понятие трудового спора.
Трудовой спор представляет собой разногласие между субъектами трудового права в сфере трудовых правоотношений, которое поступило на разрешение соответствующего юрисдикционного органа, уполномоченного рассматривать данный спор.
Разногласия могут возникать в тех случаях, когда одна из сторон совершила правонарушение, в таком случае другой стороне требуется восстановить нарушенные права. Результатом возникшего разногласия является совершение правонарушения.
Само по себе правонарушение не является трудовым спором. При этом разные действия могут быть оценены по-своему. К каждому конкретному случаю стоит подходить индивидуально. Чтобы имел место спор, должны быть разногласия между сторонами, одна из сторон должна оспаривать действие другой.
Классификация трудовых споров
Трудовые споры могут быть квалифицированы по следующим основаниям:
- спорящий субъект;
- характер спора;
- вид спорного правоотношения.
Для того, чтобы быстрее рассмотреть спор, нужно уяснить его вид.
Первая категория характеризуется разделением споров на индивидуальные и коллективные:
- Индивидуальные характеризуют случаи, которые возникают с конкретным лицом, например, вопросы приема на работу, отпусков, перевода и т.д. Здесь затрагиваются интересы конкретного работника.
- В коллективных спорах затрагиваются интересы широкого круга лиц, например, трудовых коллективов, профсоюза и т.д. Это разногласия между работодателем и рабочими коллективами.
Вторая категория выделяет следующие виды споров:
- в сфере применения законодательных норм о трудовом праве, при этом возникает необходимость в защите прав и свобод работников или коллективов;
- в сфере изменения условий труда – экономических, социальных, иных. Это может быт связано с графиком отпусков, новым тарифным разрядом, иными условиями.
Третья категория характеризуется видами спорных правоотношений. Здесь можно выделить следующие категории:
- споры, вытекающие из трудовых правоотношений;
- споры в сфере трудоустройства, например, отказа в принятии на работу;
- споры в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде;
- споры в сфере кадровых вопросов;
- споры в сфере возмещения материального ущерба и иного ущерба и т.д.
Таким образом, выделяют различные виды трудовых споров, разнообразие которых зависит от возникающих видов правоотношений.