Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стадии законодательного процесса

Процедура инициирования, подготовки, обсуждения, рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, вплоть до его вступления в силу, называется законодательным процессом.

В современной России он имеет следующие стадии:

  1. законодательная инициатива;

  2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе;

  3. принятие закона Государственной Думой;

  4. одобрение закона Советом Федерации;

  5. подписание закона Президентом России;

  6. опубликование документа и вступление его в силу.

Замечание 1

Каждая из стадий законодательного процесса имеет собственную специфику и правовой статус. Все вместе они образуют единый порядок, регламентирующий процедуру утверждения нормативно-правового акта с момента его инициирования и до официального обнародования.

Законодательная инициатива

Правом разрабатывать проекты федеральных законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу обладают Президент и Правительство России, депутаты, члены Совета Федерации, региональные и республиканские парламенты, а также высшие судебные органы нашей страны.

Они могут выступить с законодательной инициативой, поставить вопрос о необходимости разработки и принятия конкретного нормативно-правового акта. Государственная Дума обязана рассматривать законопроекты, внесенные представителями перечисленных органов власти.

Подготовка документов к общественному и парламентскому обсуждению должна начинаться с определения потребности общества, государственных органов, учреждений и предприятий в формировании новых правовых норм. Если всестороннее изучение общественной практики, научных сведений, предложений различных инстанций, политических партий и объединений, отдельных граждан свидетельствует о необходимости принятия нового закона, то его разработку следует инициировать.

«Стадии законодательного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формулировать положения создаваемых нормативных актов могут различные органы государственной власти. Как правило, при этом применяется так называемый отраслевой принцип, когда каждый конкретный законопроект готовит то ведомство или министерство, которое курирует данную сферу. Этот принцип не всегда безупречен, поскольку специалисты федеральных учреждений могут не учитывать интересы представителей бизнеса или смежных отраслей.

Пример 1

Например, чиновники от здравоохранения ратуют за увеличение бюджетного финансирования больниц и поликлиник, с чем далеко не всегда согласятся, например, финансисты.

Поэтому в некоторых случаях, чтобы избежать перегибов в ту или другую сторону при разработке законопроектов, создаются специальные комиссии, в обязанности которых входит нахождение компромисса между всеми заинтересованными сторонами.



Рисунок 1.

Государственная Дума

Обсуждение и рассмотрение документа в Государственной Думе – основной этап законодательного процесса. Каждый нормативно-правовой акт проходит три чтения в нижней палате российского парламента.

Сначала депутаты анализируют целесообразность закона и его общие положения. Во втором чтении рассматриваются поступившие к тексту поправки, а в третьем происходит голосование по вопросу принятия или отклонения проекта.

Процесс обсуждения открывает доклад представителя субъекта правотворчества, инициировавшего создание данного проекта. Затем профильный комитет нижней палаты парламента, уже рассмотревший документ на заседании, обнародует свое заключение. Депутаты оценивают и обсуждают законопроект, вносят в него свои поправки, высказывают поступившие предложения.

Принятие нормативно-правового акта проходит открытым голосованием. Оно может касаться как всего рассматриваемого документа, так и отдельных его статей или положений. Для принятия федеральных законов достаточно простого большинства от общего количества депутатов. При принятии конституционных правовых актов, проект должен набрать более двух третей голосов членов нижней палаты парламента.

Поводами для издания конституционных законов могут являться важнейшие вопросы социально-экономической жизни страны или государственного устройства. Среди них:

  1. решение о проведении общенационального референдума;

  2. введение чрезвычайного или военного положения;

  3. изменение административно-территориального устройства Российской Федерации;

  4. принятие в состав России новых субъектов.

Совет Федерации и Президент России

Следующие стадии законодательного процесса отвечают на вопрос: считает ли высшее руководство страны предложенный нормативно-правовой акт целесообразным и отвечающим интересам общества? В течение 14 дней после принятия закона Государственной Думой этот документ должен быть одобрен Советом Федерации.

В верхней палате российского парламента конституционные проекты считаются прошедшими, если набрали более трех четвертей голосов сенаторов. Остальным федеральным законам для одобрения требуется простое большинство голосов членов Совета Федерации.

Затем документ поступает к Президенту России на подпись. Глава государства имеет право одобрить или отклонить проект в двухнедельный срок, воспользовавшись своим правом вето. В случае отрицательного решения нормативно-правовой акт возвращается в Государственную Думу для доработки и внесения новых поправок.

Вступление закона в силу

Замечание 2

Закон, подписанный Президентом России, должен быть официально опубликован в течение недели. Это значит, что полный текст нормативно-правого акта печатается в общедоступном издании.

Данная стадия законодательного процесса является обязательным условием вступления любого документа в силу, поскольку без его обнародования невозможно требовать от граждан или организаций соблюдения установленных положений.

Как правило, полные тексты законов и других нормативно-правовых актов публикуются в официальных изданиях государственных органов: «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». В других средствах массовой информации может быть изложена общая суть или отдельные статьи принятых законов, наиболее значимые моменты, интересующие большинство жителей страны.

Если в тексте федерального закона не указан конкретный срок его вступления в силу, то положения нормативно-правового акта начинают действовать на всей территории России через 10 дней после его официальной публикации. С этого момента документ обязателен к исполнению всеми россиянами, иностранцами и лицами без гражданства, если иное не указано отдельно.

Вступившая в силу правовая норма утрачивает свою законность лишь в момент истечения срока ее действия, а также в случае прямой отмены другим нормативным актом, замены действовавшего ранее документа на новый.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 09.03.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot