Внешнеполитическая деятельность СССР в послевоенные годы
Советское государство в первые послевоенные годы (1945—1953 гг.) – это период восстановления экономики страны, возвращения населения к нормальной жизни, проведения послевоенной социальной политики и т.д.
Внешнеполитическая деятельность СССР осуществлялась в условиях существенного изменения соотношения разных сил на международной арене. Сформировалась новая система - социалистический лагерь, который в послевоенный период включал 13 стран. После войны многократно возрос авторитет Советского Союза.
Об усилении внешнеполитической деятельности СССР свидетельствует установление дипломатических отношений с 73 странами. Советский Союз в своей внешнеполитической деятельности опирался на решения, принятые на Потсдамской и Ялтинской и конференциях. Однако отношения между бывшими союзниками после войны значительно осложнились. США заявили, что коммунистическое движение является угрозой мирового масштаба и ведет к развязыванию новой войны. Это послужило основанием для начала этапа холодной воды.
В 1946 г. Советский Союз принял участие в создании Устава Международного военного трибунала для наказания главных японских военных преступников. СССР заключил с капиталистическими странами ряд двусторонних взаимовыгодных соглашений:
- об установлении телефонно-телеграфных и почтовых сношений;
- по торговле;
- об установлении воздушных и железнодорожных сообщений;
- о взаимодействии по пограничным вопросам и т.д.
В 1946 г. СССР сделал в ООН ряд предложений: о сотрудничестве между государствами, выигравшими войну; о запрете атомного оружия и всеобщем сокращении вооружений; о мирном сосуществовании социалистической и коммунистической систем; о выводе войск с территорий дружественных стран; о ликвидации иностранных военных баз и др. Но данные предложения приняты не были. В основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в декабре 1946 г., было положено предложение о сокращении вооружения. В ноябре 1947 г. по инициативе Советского Союза была принята резолюция, которая была направлена против пропаганды войны.
СССР заключала со странами социалистического лагеря международные договоры, касающиеся политических, экономических, правовых, пограничных вопросов, проблем транспорта, сельского хозяйства, связи, науки, образования, культуры, здравоохранения и др. Советский Союз оказывал значительную помощь социалистическим странам в восстановлении экономики, помогал в строительстве промышленных объектов, поставлял сырье, промышленное оборудование, техническую документацию, продовольствие, и т.д.
Общественные отношения
Особый характер в рассматриваемый период носило социальное и экономическое развитие западных республик Советского Союза. Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия и Прибалтика в состав СССР по сравнению с другими республиками вошли относительно недавно. С одной стороны, это давало определенные преимущества в построении социализма на этих территориях, а с другой стороны руководство страны столкнулось с определенными трудностями.
Для хозяйства новых районах отличительной чертой преимущественно являлись: относительная отсталость в экономическом развитии и аграрный характер народного хозяйства. Промышленный потенциал западных районов был существенно подорван немецкой оккупацией.
Социалистическое строительство в западных областях и республиках было направлено прежде всего на техническую реконструкцию промышленных объектов и на создание и развитие новых отраслей промышленного производства.
Индустриализация сопровождалась ростом численности рабочих и технической интеллигенции. Наблюдались значительные процессы миграции населения, что вело к определенным демографическим процессам. Практически во всех районах наблюдалась существенная нехватка рабочей силы. Масштабы нового индустриального строительства еще более обострили дефицит рабочей силы. Для преодоления дефицита рабочих рук руководство страны прибегло к межреспубликанскому переселению.
Из сферы промышленного производства был полностью вытеснен частный собственник. Господствующее положение в стране заняла государственная промышленность. Наблюдалось производственное кооперирование полуремесленных и мелких ремесленных предприятий, которое проводилось на добровольных началах.
Непосредственно после войны завершилась земельная реформа и социалистическая перестройка сельского хозяйства. Основной формой обобществления стало создание совхозов - государственных сельскохозяйственных предприятий. Коллективизация в западных районах протекала с определенными трудностями (объединению земель мешали территориальные особенности, рельеф, природные условия, сильно развитая частнособственническая психология и др.).
Государственный аппарат
Изменения, произошедшие в государственном аппарате, были вызваны:
- окончанием войны;
- внешнеполитической обстановкой;
- необходимостью восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.
Выборы в Советы народных депутатов во время войны не проводились. В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР, а спустя год - в Верховные советы республик (в том числе, автономных). Для депутатов Верховного Совета СССР был увеличен возрастной ценз до 23 лет. В конце 1948 – начале 1949 гг. прошли выборы в местные Советы в республиках.
Принятие Конституции 1936 года привело к изменениям в структуре, наименованиях и компетенции некоторых государственных органов.
В марте 1946 г. Верховный Совет создал Редакционную комиссию, в полномочия которой входила выработка предложений об изменении и дополнении Конституции. Уже в феврале 1947 г. данная комиссия внесла предложения по изменению отдельных положений Конституции. Компетенции Верховного Совета были расширены - установление законодательства о браке и семье, образование новых автономных областей.
Деятельность Верховного Совета сводилась к:
- утверждению государственного бюджета;
- утверждению народно-хозяйственных планов;
- внесению изменений в Конституцию;
- утверждению указов Президиума ВС.
В феврале 1947 г. была расширена компетенция Президиума ВС. К ведению Президиума были отнесены: установление почетных и воинских званий Советского Союза, дипломатических рангов, некоторых специальных званий; денонсирование международных договоров; контроль за деятельностью органов власти на местах.
После окончания войны были упразднены чрезвычайные органы. Функции ГКО были переданы Совнаркому. Военно-промышленные наркоматы были преобразованы в органы, осуществляющие управление мирными сферами производства. В 1946 году наркоматы были преобразованы в министерства, а Совнаркомы - в соответствующие Советы Министров. К февралю 1947 года в стране насчитывалось 22 союзно-республиканских и 36 общесоюзных министерства. В 1948-1949 гг. происходит объединение отдельных министерств.