Понятие «роспуск парламента», исторические факты
Роспуск парламента – это прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначения новых выборов, он является одним из средств разрешения правительственного (политического) кризиса либо назначения выборов на более подходящее время.
Роспуск парламента подразумевает прекращение его деятельности в государствах с парламентскими и смешанными формами правления, которое сопровождается назначением новых выборов.
Институт роспуска парламента представляет собой один из основных элементов конституционного механизма реализации государственной власти. Этот институт закреплен в конституциях всех европейских стран. Институт роспуска парламента помогает реализовать принцип разделения властей. При этом глава государства отправляют действующий парламент в отставку и назначает новые выборы.
Практика роспуска парламента наблюдается уже в Средние века. Так, в 1356 году во Франции по инициативе дофина Карла были распущены Генеральные штаты. В результате Генеральные штаты отказались подчиняться и подняли в Париже восстание. Карл был вынужден принять Великий мартовский ордонанс – законодательный документ об ограничении во Франции исполнительной власти.
В Новое время парламент распускался во многих странах мира:
- дважды распускал парламент Карл I (1629 и 1640 гг.);
- разгон парламента Кромвелем, или Прайдова чистка в Англии (1648 г.);
- роспуск долгого парламента в Англии (1653 г.);
- роспуск английского парламента Уильямом Питтом младшим (1784 г.);
- роспуск немецкого парламента в 1848 г.;
- роспуск парламента Наполеоном III Бонапартом в 1851 г.;
- роспуск парламента в Венгрии (1861 г.);
- роспуск парламента в Японии (1895 г.).
Огромное влияние на историческое развитие Франции оказал роспуск парламента Людовиком XVI 23 июня 1789 г. Король объявил о роспуске Национального собрание, в ответ на что в Париже началось восстание, переросшее в Великую Французскую революцию.
Много раз распускался парламент на протяжении XX – XXI вв.: роспуск Первой и Второй Государственной Думы Российской империи (1906 и 1907 гг.); роспуск Четвертой Государственной Думы в 1917 г.; роспуск В.И. Лениным Учредительного собрания в 1918 г.; роспуски парламентов в Бельгии (1961 г.), Конго (1963 г.), Германии (1972, 1982, 2005 гг.), России (1993 г.), Молдовы (2009 г.), Киргизии (2007 г.), Казахстана и Латвии (2011 г.), Армении (2018 г.) и др. Несколько раз распускался парламент в Украине (2007, 2008, 2014 гг.).
Как проходит роспуск парламента
В соответствии с конституциями стран и действующим законодательство парламент должен прекратить свою деятельность с истечением срока его полномочий, избранием нового состава и началом его работы. Досрочный роспуск парламента допускается не во всех странах и только при наличии определенных условий. В Италии, например, допускается роспуск обеих палат, но рассматривается вопрос о роспуске какой-то из палат (чаще всего, нижней).
Право роспуска парламента принадлежит главе государства. В некоторых странах (Венгрия) возможен самороспуск парламента. Обычно парламент не может быть распущен в условиях особого, чрезвычайного или военного положения, за несколько месяцев до окончания полномочий парламента, до окончания срока полномочий президента. Иногда возможно только строго определенное число роспусков парламента за какой-то определенный период или перед роспуском парламента предусмотрено проведение соответствующего референдума.
Наиболее типичные основания для роспуска парламента (в разных странах):
- выражение парламентом недоверия правительству;
- неоднократное выражение парламентом недоверия правительству за определенный период;
- неоднократное отклонение парламентом рекомендованной кандидатуры премьер-министра;
- отказ правительства в доверии парламенту;
- неспособность сформировать правительство в указанный срок;
- непринятие в установленные сроки государственного бюджета и др.
Роспуск парламента в монархиях и парламентских республиках осуществляется по представлению правительством главой государства, при иных формах правления – по собственному усмотрению.
Особенности роспуска парламента в России
Роспуск Государственной Думы – это крайнее средство преодоления разногласий между исполнительной и законодательной властями: Правительством и Государственной Думой. Если разного рода согласительные процедуры между этими ветвями власти к положительному результату не привели, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (на основании Конституции страны, в которой указано, что глава государства должен обеспечить согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти. И отставка Правительства, и роспуск Государственной Думы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными конституционными формами ответственности за свою деятельность.
В российском парламенте существует возможность роспуска только Государственной Думы (одной палаты). Закрепление данного правомочия за Президентом обусловлено его полномочием обеспечить согласованное функционирование государственной власти.
Президент не обладает абсолютным правом роспуска Государственной Думы. Роспуск Думы Президентом возможен только в случаях, предусмотренных Конституцией РФ.
Согласно с Конституцией, Президент России имеет право в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством страны (досрочное прекращение деятельности палаты). Институт роспуска парламента предусмотрен на случаи проявления непримиримых разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Этот институт обладает определенным устрашающим воздействием на Государственную Думу, что может побудить ее пойти на компромисс.
Порядок роспуска Государственной Думы отражен в ст. 1009 Конституции РФ.
В Конституции закреплено (ч. 2 ст. 109), что в случае роспуска Думы Президент назначает дату выборов для того, чтобы вновь избранная Государственная Дума смогла собраться не позднее, чем через 4 месяца с момента роспуска предыдущей.