В современном законодательстве определены направления в деятельности прокурорского надзора, однако, содержание прокурорского надзора не раскрывается. Выделив отдельные признаки прокурорского надзора, можно будет ограничить данный вид государственной деятельности, отделив его от иных форм государственной власти.
Прокурорский надзор является одним из специфических видов деятельности органов прокуратуры.
Современные исследователи в области права считают, что прокурорский надзор необходимо отделить от контрольных функций иных органов государственной власти.
Признаки прокурорского надзора
Современные исследователи в области юриспруденции и права выделяют четыре основных признака прокурорского надзора, которые выражаются в следующих положениях:
- Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется прокурорами. Само понятие «прокурор» включает в себя следующие составляющие: Генпрокурора, советников, а так же его помощников, заместителей и их помощников, помимо этого заместителей и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров и так далее.
- Прокурорский надзор реализуется в формах, которые установлены рамками Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Арбитражно-процессуального кодексах.
- Прокурорский надзор не имеет возможности блокировать законы, которые не соответствуют основному закону страны.
- Прокурор не может осуществлять распорядительную деятельность, а так же отменять действующие правовые решения. Он может поручить органам, которые ответственны за устранение нарушений, устранить их в определенный срок.
Черты прокурорского надзора
Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.
Статья 129 основного закона государства трактует положение прокурорского надзора как одного из видов государственной деятельности, провозглашая Прокуратуру РФ как единую централизованную систему. Это положение в дальнейшем закрепляется в ФЗ «О прокуратуре». Отталкиваясь от данного положения, современные исследователи выделяют ряд основных черт, характеризующих прокурорский надзор как один из видов государственной деятельности.
- Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Следовательно, данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
- Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется от имени Российской Федерации.
- Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.
Не смотря на обозначенные черты прокурорского надзора, подтверждающие его отнесение к виду государственной власти, вопрос о месте деятельности по надзору в рамках прокуратуры в системе органов государственной власти, среди современных исследователей, относиться к спорным. Современные ученые находят взаимосвязи прокурорского надзора с судебной властью, с органами МВД – следовательно, с исполнительной ветвью власти, а поскольку органы прокуратуры могут способствовать изменениям в законодательстве, то и с законодательной ветвью власти.