Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Объекты прокурорского надзора за исполнением законов

Трансформации понятия «объект прокурорского надзора»

В соответствии с Федеральным законом № 2202-1 объектами прокурорского надзора за исполнением законов являются:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • законодательные (представительные), исполнительные органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • должностные лица и органы контроля;
  • руководители организаций (коммерческих и некоммерческих);
  • органы управления.

В научных источниках, учебниках и публикациях к объектам прокурорского надзора относятся органы власти и хозяйствования, физические и юридические лица, на которые распространяется компетенция прокурора.

На современном этапе, в условиях закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, административной реформы, объявления организационной самостоятельности органов местного самоуправления, понятие «объект прокурорского надзора» должно быть наполнено новым содержанием.

Федеральный закон «О прокуратуре…» был принят о время бурных правовых реформ, которые начались сразу после распада Советского Союза. Последующие дополнения и изменения закона происходили в период законодательной нестабильности. Поэтому внесенные изменения не соответствовали в полной мере новациям государственного управления.

Замечание 1

Границы компетенций прокуроров были значительно расширены отсутствием четкого и ясного представления об объектах надзора, что в отдельных случаях способствовало неоправданному расширению объемов их надзорной деятельности, и, как следствие, втягиванию прокуратуры в деятельность, не предписанную ей законодательством.

Уже в советское время наметились тенденции к росту числа объектов прокурорского надзора. Так, в соответствии с Конституцией 1977 года, к объектам прокурорского надзора относились государственные ведомства и комитеты, все министерства, учреждения, предприятия и организации, распорядительные и исполнительные органы советов народных депутатов, общественные и кооперативные организации, колхозы, должностные лица и обычные граждане.

«Объекты прокурорского надзора за исполнением законов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Прокурорский надзор являлся высшим и охватывал от общегосударственных органов, подотчетных Совету министров СССР до низших организационно-производственных единиц. Так как сфера деятельности прокуроров не ограничивалась строго законом, они могли рассматривать правовые конфликты, затрагивающие как публичные, так и частные интересы. По мере формирования современного правового государства понятие об объектах прокурорского надзора начало постепенно трансформироваться. Из предыдущего перечня были исключены политические движения и организации, граждане.

Прокурорский надзор в настоящее время распространяется также на органы государственной власти и органы местного самоуправления, институты гражданского общества, хозяйствующие субъекты, которые принимают участие в поддержании законности и правопорядка.

Объекты прокурорского надзора на современном этапе

Круг объектов прокурорского надзора в ранние периоды развития государственности в России и на современном этапе имеет много общего, но при этом наблюдаются и существенные различия:

  1. Появились новые объекты прокурорского надзора в виде представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что было обусловлено наделением полнотой государственной власти субъектов РФ за пределами ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
  2. В системе государственного управления были выделены специальные органы, наделенные властно-контрольными полномочиями, что разрушило представление о том, что к объектам прокурорского надзора необходимо относить все органы исполнительной власти.
  3. Государство определенную часть своих полномочий делегировало институтам гражданского общества и органам местного самоуправления. Это привело к созданию новых органов контроля, не вписывающихся в традиционную схему государственного управления.
  4. Советский аппарат управления главным образом строился по территориально-отраслевому принципу, он представлял структуру, состоящую из разных звеньев. К ним относились органы управления внутренними делами страны (административно-политической деятельностью, социально-культурным строительством, народным хозяйством): министерства, ведомства и комитеты. Союзный орган управления определял государственную политику в определенной сфере деятельности, создавал и утверждал правила ее реализации, привлекал к ответственности лиц, нарушающих данные правила, оказывал государственные услуги и управлял имуществом.
  5. Республиканский орган управления находился в подчинении у союзного, а местные органы управления – в подчинении у республиканского. Все они были наделены узкой отраслевой специализацией.
  6. Вышестоящие органы управления могли отменить решения нижестоящих органов.
  7. Прокурорский надзор осуществлялся по территориально-административному принципу. Союзные органы управления находились под контролем Генеральной прокуратуры Советского Союза, органы управления союзных республик – под попечительством республиканских прокуратур. За деятельностью местных органов управления осуществляли прокурорский надзор районные и городские прокуроры.

Классификатор объектов прокурорского надзора

На современном этапе стоит необходимость разработки доступного классификатора разновидностей объектов прокурорского надзора. Одним из возможных вариантов классификации может стать уровень государственной вовлеченности в процессы регулирования социальной жизни.

Все объекты прокурорского надзора можно разделить на группы:

  • органы государственной власти регионального и федерального уровней;
  • институты гражданского общества, выполняющие функции, делегированные государством;
  • органы государственного и частного партнерства;
  • органы управления предпринимательскими организациями и сообществами.

Такой подход соответствует конституционной политике федеративного, демократического и правового государства, для которого характерно постепенное нарастание влияния различных институтов гражданского общества в области защиты конституционных прав и свобод гражданина и человека, и уменьшение государственного присутствия в экономической сфере.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 15.05.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot