Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процессуальные проблемы дознания в Российской Федерации

Особенности дознания в РФ

Замечание 1

Дознание — это особая форма предварительного расследования, осуществляемого следователем или дознавателем по уголовному делу в случае, когда производство предварительного следствия необязательно (УПК, ч. 1 ст. 150).

Предварительное расследование может осуществляться в форме предварительного следствия или в форме дознания. Характеризуя дознание, законодатель не дает конкретного определения, в котором заключалась его сущность, как вида деятельности. Некоторые исследователи выделяют несколько признаков (по субъекту, уголовно-процессуальных, тактико-криминалистических и т.д.), которые позволяют отграничить производство следственных действий в виде самостоятельного института, суть которого — возбуждение дела органом дознания, производство по нему первостепенных следственных действий для выявления и фиксации доказательств, требующих немедленного закрепления, изъятия и изучения.

Замечание 2

УПК к органам дознания относит органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности (ч. 1 ст. 40).

К органам дознания относятся:

  • ОВД РФ, органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия по осуществлению оперативной и розыскной деятельности (разные оперативные подразделения);
  • главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов Федерации, военный судебный пристав, их заместители, старшие судебные приставы и др.;
  • органы Государственной противопожарной службы;
  • начальники военных гарнизонов и учреждений, командиры воинских частей.

Особенностью дознания является то, что оно выступает только одним из направлений деятельности перечисленных выше органов и лиц, осуществляющих многочисленные функции, определяемые задачами данных ведомств: таможенного контроля, административного противопожарной безопасности и др. К органам дознания не относится оперативно-розыскная деятельность.

«Процессуальные проблемы дознания в Российской Федерации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процессуальные проблемы дознания в РФ

Функция дознания является производной от основной деятельности органов, уполномоченных на это государством. Дефиниция «орган дознания» должна применяться исключительно в связи с уголовно-процессуальной деятельностью, с производством дознания в виде предварительного расследования преступления.

Спорным вопросом является редакция ч. 3 ст. 40, возлагающая полномочия органов дознания по возбуждению дела и осуществлению неотложных следственных действий на: капитанов судов дальнего плавания в случаях, когда преступление совершено на судне; руководителей геологоразведочных зимовок и партий, удаленных от мест нахождения органов дознания; глав консульских учреждений и дипломатических представительств по делам, совершенных на территории данных учреждений и представительств.

Законодатель, не наделяя вышеперечисленных должностных лиц к органам дознания, наделяет их определенными полномочиями по дознанию и следствию. Согласно УПК, к органам дознания относятся должностные лица и государственные органы, а начальники геологоразведочных партий и капитаны судов на государственной службе могут и не состоять. Неопределенность уголовно-процессуального закона в понятийном аппарате ведет к неопределенности процессуального статуса субъектов, что допускает рассмотрение доказательств, полученных субъектом в ходе определенной деятельности.

Дознание, как упрощенная и ускоренная форма предварительного расследования, альтернативная предварительному следствию, сохранило некоторые черты упраздненной протокольной формы досудебной подготовки, отдельные элементы процессуальных процедур и средств «старого» дознания. Деятельность органов дознания по производству срочных следственных действий по уголовному делу, в качестве самостоятельного вида дознания в УПК не признается.

Некоторые исследователи не признают существования различий между правовой регламентацией дознания и предварительного следствия. По форме дознание является процедурой, определенной уголовно-процессуальным законом, по содержанию дознание является процессуальной деятельностью субъектов, указанных в законе. Процессуальные проблемы предварительного расследования в форме дознания необходимо рассматривать в сочетании содержания и формы.

Проблемы разграничения полномочий органов дознания

Уголовно-процессуальный кодекс не отражает в полной мере полномочия органа дознания и его начальника. Ст. 41 УПК определяет, что полномочия органа дознания на дознавателя возлагаются начальником органа дознания, его указания являются обязательными. Для того, чтобы провести определенные следственные действия, необходимо получить согласие начальника органа дознания. Начальник органа дознания имеет право продлить срок доследственной проверки, утверждает обвинительный акт, составленный дознавателем (ст. 144, 255 УПК).

Вопросы, связанные с производством дознания, решаются непосредственно дознавателем. Дознаватель — это должностное лицо, входящее в орган дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в виде дознания. Начальник органа дознания принимает решение по вопросам, ходящим в компетенции органа дознания (п. 7 ст. 5).

Производить дознание, другую процессуальную деятельность может полномочное и уполномоченное начальником орган дознания лицо (лицо, которому были делегированы эти полномочия начальником органом дознания). Делегирование процессуальных осуществляется после издания соответствующего указа, либо написания резолюции начальником органа дознания подчиненному сотруднику. Статусом дознавателя может быть наделено любое должностное лицо.

Начальник органа дознания не имеет права возлагать уголовно-процессуальную деятельность на должностное лицо, проводившее по этому делу оперативные и розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).

На органы дознания возлагаются полномочия:

  • дознания по делу, по которому необязательно производство предварительного следствия;
  • выполнения следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия является обязательным.

На органы дознания возлагаются следующие обязанности: исполнять поручения следователя о производстве некоторых следственных действий, проведении оперативных и розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о приводе, задержании, аресте, других процессуальных действий; требовать производства ревизий и документальных проверок при проверке сообщения о преступлении, привлекать к участию всех необходимых специалистов; поддерживать в суде государственное обвинение по уголовным делам, законченным в форме дознания; взаимодействовать с соответствующими должностными лицами и компетентными органами международных организаций и иностранных государств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 25.10.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot