Сущность понятия «исполнительное производство»
Исполнительное производство - это деятельность суда, судебного исполнителя, прочих лиц по исполнению требований судебных актов или актов иных юрисдикционных органов власти.
Своевременное и точное исполнение судебных решений гарантирует реализацию субъективных прав, которые признаны решением суда, и соблюдение юридических обязательств, подтвержденных таким решением. Сущность исполнительного производства представляют собой действия, которые направлены на принуждение лица к выполнению решения суда (возврат долга, освобождение жилья, снос гаража и т.д.) Эти действия реализуются в установленной процессуальной форме и регулируются на законодательном уровне. Исполнительная процедура характеризуется тем, что действия по ее исполнению осуществляются не судебными органами власти, а специально созданным государством органом для исполнения судебных решений - судебным исполнителем. Непосредственным объектом исполнения являются исполнительные документы, которые выдаются на основании принятых судебных актов или актов прочих юрисдикционных органов власти.
Следует отметить, что не все судебные акты и акты прочих органов власти подлежат исполнению, поэтому исполнительный документ не может быть выдан по каждому из них.
Следовательно, в отношении судебных решений исполнения подлежат исключительно решения о присуждении, вынесенные в связи с требованиями присуждения (о взыскании определенных денежных сумм ответчика, о выселении, о присуждении ответчику за совершение определенных действий и т. д. ) к исполнению в соответствии с правилами, установленными законом об исполнительных процедурах. В силу таких решений истец получает исполнительный лист, который он подает на исполнение судебному приставу-исполнителю.
Процессуальные формы контроля и надзора в исполнительном производстве
На сегодняшний день в исполнительном производстве можно выделить следующие процессуальные формы надзора:
- судебный надзор;
- прокурорский надзор.
Также в рамках исполнительного производства на современном этапе развития возможна реализация таких процедурных форм контроля как:
- внутренний надзор;
- надзор, который реализуется прочими участниками исполнительной процедуры.
Первой формой процессуального надзора в исполнительном производстве является судебный надзор. Судебный надзор - это деятельность по проверке законности реализуемых органами власти действий, возможность совершения определенных процессуальных действий в рамках судебного разрешения, а также обязанность судебных органов власти рассматривать жалобы на исполнителя и требования, вытекающие из отношений по исполнению.
Следует отметить, что взаимоотношения судебных приставов с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) государственных органов (судов) и должностных лиц ( в лице судебных приставов), определенное законом в целях обеспечения интересов правосудия, защиты прав, свобод, а также законных интересов частных и юридических лиц.
На сегодняшний день процессуальное взаимодействие судов и судебных приставов развивается по нескольким направлениям:
- Судебные органы власти принимают важные определения в ходе исполнительного производства, таким образом, суд реализует некоторые процессуальные функции, оказывающие непосредственное влияние на исполнительное производство. Однако эти подобные действия суда могут быть реализованы и в рамках гражданского или арбитражного разбирательства и определяются правилами гражданского или арбитражного судопроизводства, а не принятым порядком исполнительного производства.
- Судебные органы власти рассматривают жалобы на деяния (в форме действия или бездействия) судебного пристава-исполнителя. В случае, если жалоба подана, то она рассматривается в суде общей юрисдикции или Арбитражном суде, в зависимости от типа исполнительного документа по месту нахождения исполнительного судебного исполнителя, в течение 10 дней с даты совершения деяния или отказа в совершении деяния;
- Судебные органы власти рассматривают иски в случае нарушения требований закона об исполнительном производстве. В то же время эффективность судебного надзора определяется прежде всего наличием специальной правовой гарантии - формы гражданского или арбитражного разбирательства.
В качестве второй формы процессуального надзора можно рассматривать налоговый надзор. Согласно положения п. 4 ст.19 Федерального закона «О судебных приставах» № 118-ФЗ Генеральный прокурор РФ, а также подчиненные ему прокуроры имеют право реализовать надзорные функции за исполнением законодательных актов при исполнении судебными приставами своих обязанностей.
Прокуратура РФ осуществляет надзор:
- за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, муниципальными органами управления, органами военного управления и так далее, а также за соответствие действующему законодательству правовых актов, которые такие органы власти издают;
- за соблюдением прав и свобод, законных интересов гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и прочими федеральными органами власти исполнительной ветви, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами власти на муниципальном уровне, органами военного управления, надзорными органами, представляющими такие органы должностными лицами, а также органы государственной власти;
- за исполнением законов судебными приставами.
Следует отметить, что в действующей редакции Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не предусматривает процессуального статуса прокурора.