Особенности налогового контроля
Налоговый контроль — это система мер, предпринимаемых контролирующими органами и координирующихся центральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственную финансовую политику, для контроля правильности начисления, своевременности и полноты уплаты налогов и сборов, соблюдения законодательства в вопросах регулирования оборота наличности, проведения кассовых и расчетных операций, лицензирования, патентования и пр.
Основные формы налогового контроля:
- камеральная налоговая проверка — является наиболее эффективной формой с точки зрения трудозатрат;
- выездная налоговая проверка — является наиболее эффективной формой с точки зрения выявления налоговых правонарушений.
Камерная налоговая проверка требует меньше ресурсов, проводятся дистанционно с помощью автоматизированной проверки (чаще всего). Выявление ошибок является основанием для запроса дополнительных уточнений и документов.
При выездных налоговых проверках затрачиваются значительные ресурсы со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. Выездная проверка может затянуться до 6 месяцев (без периода приостановки проверки). В случае обжалования решения экспертов выездной налоговой проверки возникает дополнительная нагрузка на субъектов налогового контроля в вышестоящих налоговых органах и в судебных инстанциях.
Направления повышения эффективности налогового контроля
Одной из приоритетных задач Правительства РФ является повышение уровня доходов государственного бюджета. Для этого необходимо: совершенствование государственного налогового контроля; существующих методов и процедур контроля над действиями налогоплательщиков в сфере уплаты налогов; улучшение эффективности всей налоговой системы РФ в области налогов и сборов; разрешение имеющихся противоречий и проблем в реализации налогового контроля.
Основные направления совершенствования контрольной деятельности налоговой службы РФ:
- Создание и внедрение системы показателей, критериев оценки эффективности методов налогового контроля, деятельности налоговой службы.
- Усиление методического и научного обеспечения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков.
- Внедрение мероприятий систематического налогового мониторинга, в основе которого лежит соглашение между государством и налогоплательщиками.
- Совершенствование методической базы оценки территориального и отраслевого налогового потенциала.
- Организация эффективной работы налоговых органов с применением информационных технологий, системы противодействия налоговой преступности.
- Внесение изменений в Налоговый кодекс в части правовых и организационных основ деятельности налоговых органов.
- Развитие информационно-аналитической части деятельности налоговых органов регионов.
- Совершенствование процедур, направленных на рост сборов налогов за счет применения административно-налоговых санкций.
В результате должны быть определены пути повышения эффективности налогового контроля с учетом приоритетов политики налоговой безопасности государства.
Проблемы повышения эффективности налогового контроля
Налоговый орган, являясь органом финансового контроля, должен контролировать соблюдение налоговыми агентами и налогоплательщиками норм налогового законодательства. В идеале процесс исчисления и уплаты налогов должен осуществляться без участия налоговых органов, которые должны лишь наблюдать за правильностью исчисления, уплаты налогов, предпринимая только контрольные действия.
Исключением из «идеальной модели» может быть участие налоговых органов в исчислении и уплате отдельных налогов физическими лицами, иностранными организациями, у которых нет постоянного представительства в РФ.
Налоговые правонарушения — одна из основных причин увеличения числа налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами. Одной из приоритетных проблем контроля налоговых правонарушений является проблема оценки разумности и добросовестности налогоплательщика, вызывающая значительную долю субъективности в контроле налоговыми инстанциями.
Налоговые нормы должны быть максимально ясными и определенными. Только в таком случае может обеспечиваться их верное понимание и адекватное применение налогоплательщиками и органами государственной власти. Общую концепцию развития налогового права должна выражать добросовестность налогоплательщика.
В большинстве случаев уплата налогов воспринимается как отчуждение своего имущества в пользу какого-то неопределенного субъекта. Между государством и налогоплательщиком возникает конфронтация, которая базируется на конфликте интересов и негативно отражается на уровне налоговых доходов бюджета. При реализации налоговыми органами мероприятий налогового контроля появляется проблема налоговых отношений — планы доначисления налогов и сборов, формирующиеся перед каждой налоговой проверкой.
Это обстоятельство оказывает негативное влияние на качество налоговых контрольных мероприятий, а именно:
- искажение назначения и роли налоговых органов в системе налоговых отношений;
- ухудшение качества контрольных мероприятий.
Серьезной проблемой является распространение разных схем обхода налогового законодательства, уклонение от уплаты налогов. Важными задачами являются эффективный выбор объектов налогового аудита, повышение качества документальных проверок, разработка эффективных методов взыскания и контроля, работа по укреплению налоговой ответственности и дисциплины. В обязанности налоговых органов входит выявление фактов сокрытия доходов, ухода от налогообложения, перекрывание возможных каналов возникновения налоговых нарушений посредством совершенствования нормативно-правовой базы.
Проблема налоговых отношений обладает глубоким внутриличностным уровнем, ее решение во многом обусловлено комплексным подходом в преодолении и растянуто во времени.