Причины усиления прокурорского надзора в сфере исполнения земельного законодательства
Надзор за исполнением земельного законодательства — это одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Прокурорский надзор за исполнением законов о предоставлении юридическим лицам и гражданам земельных участков, входящих в состав муниципальной или государственной собственности, может рассматриваться в качестве комплексной системы, направленной на обеспечение реализации положений земельного законодательства.
Цели деятельности прокуратуры, определенные законом, должны обеспечивать верховенство закона, укрепление законности, защиту прав гражданина и человека, охраняемых интересов государства и общества. Проведение в РФ земельных преобразований перевело надзор за исполнением земельного законодательства в число приоритетных направлений деятельности прокуратуры.
Прокуратура в сфере земельной политики делает акцент на всесторонность и систематичность осуществляемого надзора, способствующий укреплению законности в земельных правоотношениях, мотивировал органы контроля к совершенствованию и активизации своей деятельности.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере земельных отношений требует все большего укрепления и усиления, что обусловлено ром факторов:
- осуществление в государстве политики по управлению земельным фондом РФ в целях более эффективного использования земли, охраны земельных ресурсов, как главного компонента окружающей среды, основного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности, развития и совершенствования аграрного сектора экономики;
- необходимость формирования условий для устойчивого экономического развития РФ, включая эффективное использование земель (или их части) в качестве недвижимого имущества, более активное их вовлечение в гражданский оборот;
- решение вопросов в сфере социальной политики государства с помощью устранения препятствий для обеспечения массового жилищного строительства земельными участками;
- неудовлетворительное состояние законности, значительный уровень коррупции в сфере земельных правоотношений, наличие на этом фоне тенденций к ухудшению качества земель практически во всех субъектах РФ;
- непосредственное возложение на прокуроров осуществление надзора в сфере исполнения земельного законодательства.
Предмет прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства
Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере земельных отношений определен в положениях Конституции РФ о земле, а также в Земельном кодексе и отдельных федеральных законах.
К предмету прокурорского надзора относится:
- соблюдение положений Конституции об использовании и охране земель, исполнение законов и нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ и касающихся вопросов использования земель, их охраны федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами власти субъектов Федерации, органами муниципального, военного управления, руководителями некоммерческих и коммерческих организаций;
- соответствие правовых актов, касающихся вопросов охраны и использования земельного фонда, законам;
- исполнение органами муниципального управления, должностными лицами уставов и правовых актов муниципальных образований. содержащих норм земельного права (правила застройки, землепользования и т.д.).
Большое количество земельных участков находится во владении юридических и физических лиц. Уполномоченные органы местного самоуправления и государственной власти контролируют законность такого использования. Значительную роль играет деятельность контрольно-надзорных органов по обеспечению соблюдения законодательства хозяйствующими субъектами в сфере использования и охран земель. Органы прокуратур при осуществлении надзора в области земельных отношений не должны подменять перечисленные выше должностные лица и органы (ФЗ «О прокуратуре РФ»).
В качестве объектов прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства должны рассматриваться органы управления. руководители некоммерческих и коммерческих организаций, осуществляющих пользование, владение, распоряжение земельными участками.
Физические лица не могут выступать объектом прокурорского надзора, но прокурор при проверке качества и полноты осуществления федеральными органами, органами власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления полномочий в сфере землепользования, часто вынужден оценивать соблюдение требований земельного законодательства.
Основные направления деятельности прокурорского надзора
Прокурорский надзор в сфере земельных отношений — это надзор за:
- соответствием законодательству правовых актов, включающих нормы и положения земельного права, издаваемых и разрабатываемых поднадзорными органами власти, муниципального самоуправления, должностными лицами, оценка наличия факторов применения коррупционных методов;
- соблюдением Конституции РФ, исполнением законов исполнительными органами власти, должностными лицами и органами местного самоуправления при издании нормативно-правовых индивидуальных актов и осуществлении определенных действий (административно-правовые отношения в области охраны, использования земель, осуществление правомочий собственника земли, непосредственное использование земельных участков, распоряжение и управление земельными участками и др.);
- соблюдением Конституции, исполнением законов, регулирующих правоотношения в земельной сфере, руководителями организаций (коммерческих и некоммерческих), органами управления за законностью издаваемых правовых актов.