Регулирование правового режима земель населенных пунктов осуществляется на базе следующих НПА:
- Конституция РФ.
- Градостроительный Кодекс РФ.
- Земельный Кодекс РФ.
- Законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты.
Правовой режим земель населенных пунктов представлен в виде порядка применения земель в границах населенных пунктов. Данным порядком определяются:
- Земельное, градостроительное и экологическое законодательство РФ и субъектов РФ.
- Акты территориального планирования, а также градостроительного зонирования территории населенных пунктов.
Исходя из смысла пункта 1 статьи 83 ЗК РФ, ключевое назначение земель населенных пунктов заключается в том, что они играют роль территории для размещения в основном жилых строений, объектов и сооружений, которые необходимы для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность постоянно проживающего там населения.
Понятие земель населенных пунктов
Принято считать, что правовой режим земель населенных пунктов распространен на земли конкретной категории.
Земли населенных пунктов представляют собой категорию земель, которые предназначены для застройки и развития населенных пунктов. В Земельном кодексе определены следующие моменты:
- Что представляют собой земли населенных пунктов, а также в чем состоит сущность их назначения (в соответствии со статьей 83 ЗК РФ).
- Какие именно участки должны входить в состав подобного рода земель (в соответствии со статьей 85 ЗК РФ).
За счет границ городских и сельских населенных пунктов земли населенных пунктов отделены от земель иных категорий. При этом границы городских, сельских населенных пунктов не должны:
- Пересекать границы муниципальных образований или выходить за них.
- Пересекать границы земельных участков, которые предоставляются юридическим лицам и гражданам.
Соответственно, можно сделать вывод, что законодательно установлено два признака земель населенного пункта:
- Содержательный, согласно которому земли применяются и предназначаются для развития и застройки населенных пунктов.
- Формальный, согласно которому границы городских и сельских населенных пунктов должны разделять земли населенных пунктов земли прочих иных категорий.
Основные вопросы определения границ земель городов и иных населенных пунктов
В регламентации границ земель населенных пунктов важным документом выступает письмо Минэкономразвития России от 07. 03. 2013 № ОГ-Д23-1058. В нем приведены указания, а также разъяснения о том, что действующим законодательством не установлено понятие пересечения границ земельных участков и границ муниципальных образований, либо населенных пунктов, включая многоконтурные или участки, которые представляют собой единое землепользование.
Кроме того, при условии, что обособленные (условные) участки, которые входят в состав единого землепользования либо в контур многоконтурных участков, находятся в границах различных муниципальных образований или населенных пунктов, то это явление будет выступать в качестве пересечения границ подобных участков с границами муниципальных образований и населенных пунктов, а также нарушением положений статьи 11.9 ЗК РФ.
Орган кадастрового учета не располагает основаниями для того, чтобы принимать решения касательно отказа, либо приостановки реализации учета земельных участков при проведении уточнения местоположения границ тех участков, сведения о которых имеются в ГКН.
При условии, что участок уже находится на учете ГКН, в ходже проведения процедуры уточнения местоположения границ подобного рода участка не будут применяться следующие положения:
- ст. 11.9 ЗК РФ;
- п. 5 ч. 3 ст. 27 ФЗ № 28.
При образовании земельного участка, включая многоконтурный, необходимо соблюдать положения статьи 11.9 ЗК РФ.
Министерство экономического развития дало распоряжение относительно того, чтобы Росреестр довел озвученную позицию до сведения территориальных органов, а также до сведения подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Границы населенных пунктов и границы поселения – это разноплановые понятия. В соответствии с положениями ФЗ № 131, поселение – это муниципальное образование, границы которого установлены и урегулированы законом субъекта РФ.
Территория поселения включает в себя:
- Исторически сложившиеся земли населенных пунктов.
- Земли общего пользования, которые прилегают к землям населенных пунктов.
- Рекреационные земли.
- Территории классического природопользования населения соответствующего поселения.
- Земли, предназначенные для развития поселений.
В составе территории поселения также находятся земли без учета форм собственности или целевого назначения. В результате можно сделать вывод, что поселение может состоять из земель населённых пунктов, а также из земель иных категорий.
В рамках границ населенных пунктов принято выделять зоны особо охраняемых территорий, куда включены земельные участки, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценностным значением.
Также законодательно определяются участки, которые находятся в составе особо охраняемых территорий. Они могут применяться в соответствии с требованиями, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации.
Особенности перевода земель населенных пунктов в иную категорию
Согласно положениям ФЗ № 172 установление либо изменение границ населенных пунктов, вкупе с включением земельных участков в указанные границы, или исключение из них будет считаться уже процедурой перевода земель населенных пунктов, либо участков, которые находятся в составе подобных земель в иную категорию.