Понятие правового режима
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.
Он выражается в специфике гарантий и способов его реализации, особенностях ответственности при нарушении его требований, основывается на действии общих принципов, которые сводят все его элементы в одну систему упорядоченного характера.
Случаи, в которых устанавливаются правовые режимы
Правовые режимы строго санкционируются либо устанавливаются государством, к примеру:
- в случаях исключительного характера, к примеру, режим чрезвычайного либо военного положения;
- по отношению к отдельным территориям (речь идет о режиме заповедных объектов и территорий);
- по отношению к объектам (здесь говорится о режиме оборота наркотически содержащих средств);
- по отношению к субъектам (тут говорится о режиме большего благоприятствования, национальном режиме).
Сущность правового режима
Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.
По мнению С.С. Алексеева, правовой режим является порядком урегулирования, выражающимся в комплексе средств права, которые образуют особенное сочетание взаимодействующих меж собой запретов, дозволений, а также позитивных обязательств.
По мнению Кашина Б.А., правовой режим является одним из проявлений нормативности права, но на высочайшем уровне. Он объединяет в единую конструкцию комплекс конкретных средств права, продиктованных особыми целями.
Расхождение во взглядах ученых, которые занимаются изучением феномена «правового режима» как в определении самого его понятия, так и в его структуре и функционале, отражает неоднозначность и дискуссионность восприятия этого явления права ввиду его многоаспектности и сложности.
Разновидности правовых режимов
Классифицируют правовые режимы не ограничено, такая классификация является многоступенчатой, но выделяются следующие основные виды:
По сфере действия;
- международно-правовые, (речь идет о режиме открытого моря и континентального шельфа);
- внутригосударственные;
В зависимости от территориальных масштабов: локальные, муниципальное, региональные, федеральные;
По правовым отраслям:
- материальные, речь идет о режиме имущества супругов, режиме территориальных вод;
- процессуальные;
По предмету регулирования;
В зависимости от продолжительности действий;
- временные, то есть заданные на конкретный срок;
- постоянные, то есть в таких режимах срок действия не устанавливается, он действует до отмены, к примеру режим ЗАТО;
В зависимости от оснований установления;
- В зависимости от объектов правового воздействия;
Признаки правовых режимов
Правовые режимы обладают следующими основными признаками:
- они обеспечиваются государством, устанавливаются в законодательстве;
- обладают целью специфическим образом регламентировать определенные сферы отношений в обществе, выделяя в пространственных и временных границах какие-либо правовые объекты и субъекты;
- являются особенным порядком правового регулирования, состоящим из юридических средств, он характеризуется конкретным их сочетанием;
- образуют определенную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных правовых субъектов.
Особенности правовых режимов
Нормативный правовой базис режима регулирования находится в зависимости от характера и разновидности правового режима. Режимы, которые предусматривают ограничения в правосубъектности организаций и граждан, могут быть установлены лишь федеральным законодательством. Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти применимо к таким режимам осуществляют правоприменительную функцию, включая предусмотренный законом режим на конкретной территории, закрепив определенные режимные правила.
Для региональных режимов, которые регулируют состояние объектов, являющихся подведомственными субъектам РФ, нормативным правовым базисом выступили законы и другие акты на уровне субъектов РФ. Местные режимы, которые действуют на территории муниципальных образований, могут быть введены актами органов МСУ.
Структурное строение правового режима включает такие элементы, как: носитель режима, правовые средства режима, правила режима, статусы субъектов режимного урегулирования, система юридических и организационных гарантий.
В форме носителя режима выступают:
- конкретные территории, речь здесь идет о режиме закрытого административно-территориального образования, режиме исключительной экономической зоны;
- правовые институты и образования, речь ведется о режиме законодательства, режиме отрасли;
- организации (атомные электростанции, исправительно-трудовые учреждения, военные объекты);
- природно-техногенные и социальные процессы, например чрезвычайные ситуации;
- предметы материального мира (природные ресурсы, имущество, документы);
- административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы).