Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Правотворчество: понятие, принципы, виды

Все предметы / Право и юриспруденция / Правотворчество: понятие, принципы, виды
Содержание статьи

Понятие и принципы правотворчества

Определение 1

Правотворчество - это полностью осознанная, волевая деятельность субъектов, которые имеют полномочия для формирования, принятия, изменения или отмены каких-либо правовых актов.

Неотъемлемой частью правотворчества является сам законотворческий процесс. Данное понятие подразумевает осуществление деятельности не всех, а только лишь высших законодательных органов нашей страны. Таким образом, процесс законотворчества создает не всю совокупность нормативно-правовых актов, а только лишь те акты, которые считаются законами.

Замечание 1

Итак, правотворчество и процесс создания законов тесно связаны между собой и соотносятся друг с другом как целое и его часть.

Вообще, правотворчество основывается на ряде принципов:

  1. Демократичность и гласность правотворчества - формулирование и принятие какого-то определенного нормативного акта законотворческим органом посредством вовлечения граждан и трудовых коллективов в процесс создания законов, всенародное обсуждение законопроектов посредством использования всех имеющихся средств массовой информации.

  2. Законность - абсолютно вся законотворческая деятельность, направленная на создание, закрепление и публикацию правовых актов, обязательно должна быть законной.

  3. Связь с практикой помогает органу, который занимается разработкой и принятием закона, делать какие-то определенные выводы о его необходимости, эффективности и правильности. Именно благодаря практике законодатель может корректировать собственную деятельность, избегая ошибок, которые раньше были допущены.

  4. Экономический принцип - учет финансовых, организационных, правовых, кадровых условий, которые помогут в процессе правотворчества.

  5. Своевременность - вся деятельность должна осуществляться строго в установленное время.

  6. Планирование - четкое распределение законотворческой деятельности на определенные этапы. Стоит отметить, что разделение может быть в зависимости от предмета, времени, цели законотворческого процесса.

  7. Профессионализм - связан с качеством законотворчества, эффективностью механизмов принятия государственных решений, опосредованных привлечением компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом моделирования законопроектов.

  8. Научный характер - обоснованность всех издаваемых правовых актов социально-экономическими, политическими условиями той страны, в которой издаются законы. Именно научная обоснованность принятия того или много закона поможет добиться эффективной правотворческой деятельности. Научный характер выражается в том, что абсолютно все правовые акты формируются, исходя из итогов каких-то определенных научных исследований, экспериментов в интересующей области. Чаще всего применяются какие-то опросы населения по интересуемой теме.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы принцип научности соблюдался, нужно всегда проводить анализ социально-экономической, политической ситуации, которая на данный момент отмечается в стране. Также необходимо изучать все аспекты жизни людей, чтобы создавать правильные и наиболее эффективные законопроекты. А для проведения такого анализа обычно применяют методы анкетирования, эксперимента, опроса, наблюдения.

Виды правотворчества

В зависимости от направленности деятельности правотворчество делится на следующие виды:

  • правотворчество народа – реализуется посредством проведения референдума (всенародного голосования по каким-то наиболее важным и глобальным вопросам, связанным с жизнью общества и государства в целом);
  • правотворчество органов государственной власти (парламента, правительства и т. д);
  • правотворчество каких-либо конкретных должностных лиц (например, Президента нашей страны);
  • правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления;
  • местное законотворчество (например, в какой-то конкретной организации или определенном учреждений);
  • законотворчество каких-то отдельных общественных организаций (например, профсоюзов).

Исходя из значимости правотворчество делится на:

  1. Законотворчество, которое выражается в создании правовых актов какими-то высшими органами государства. В процессе законотворчества формируются самые сложные нормативные акты, которые называются законами. Именно эти правовые акты имеют наибольшую юридическую силу.

  2. Делегированное правотворчество, которое представляет собой деятельность по созданию нормативных актов органами, относящимися к исполнительной власти. Стоит отметить, что данный вид правотворчества предусматривает создание и принятие тех правовых актов, которые входят в компетенцию исполнительных органов власти.

  3. Подзаконное правотворчество, которое предполагает, что все правовые акты закрепляются и исполняются структурами, не имеющими отношения к высшим представительным органам - Президенту, Правительству, министерствам, ведомствам, органам местного самоуправления, губернаторам, главам администраций, руководителям каких-то конкретных предприятий, организаций.

Таким образом, правотворчество - это довольно разносторонняя деятельность. А виды правотворчества отличаются друг от друга, тем самым показывая социальную значимость, необходимость и предназначение законотворческого процесса.

В различных государствах в правотворчестве есть как какие-то общие, схожие, так и отличные друг от друга элементы. Процесс правотворчества в любой стране направлен на формирование единой, целой и наиболее правильной системы права для своего народа. Особенно заметно это у стран, которые имеют какие-то свои виды законотворческой деятельности, а также у которых существуют различные процедуры принятия и вступления в силу законодательных актов.

Замечание 2

К функциям правотворчества также можно отнести: преобразование, улучшение правовых актов; исправление ошибок в законодательстве; упорядочение, периодизацию различных правовых актов.

Стоит отметить, что в результате законотворческой деятельности создаются акты правотворчества - правовые документы, содержащие нормы права. Это могут быть какие-то правовые акты, правоприменительные акты в англосаксонской По данной теме мы уже выполнили эссе Особенности англосаксонского права подробнее системе права (судебный прецедент, который в будущем станет нормой права), акты нормативного содержания (постановление государственного органа, осуществляющего официальное правотворчество).

Таким образом, правотворчество осуществляется различными субъектами, что объясняет наличие разных видов правотворчества.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис