Общая характеристика ведомственного правотворчества
В системе отечественного государственного устройства функционирует множество органов государственной власти и управления, большинство из которых наделены полномочиями по принятию и изданию актов, содержащих общеобязательные правила поведения.
При этом правотворчество осуществляемое не законодательными представительными органами государственной власти, для которых соответствующая деятельность является основной сферой, а, например, органами исполнительной власти по вопросам своего ведения и для целей более полного и качественного исполнения предписаний нормативно-правовых актов высшей юридической силы получило наименование ведомственного правотворчества. Таким образом, рассматриваемую категорию принято определять следующим образом:
Ведомственное правотворчество – реализуемая органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами и т.д.) профессиональная деятельность по принятию нормативно-правовых актов, содержание которых представлено общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретную сферу общественной жизни и правоприменительной деятельности.
При этом основной характеристикой ведомственного правотворчества, помимо особенностей осуществляющего соответствующую деятельность субъекта, является ее стадийность, то есть выраженность в последовательной смене этапов нормотворчества, конечным результатом которой является вступление в силу ведомственного нормативно-правового акта.
Стадии ведомственного правотворчества
Ниже будут подробно рассмотрены стадии ведомственного правотворчества:
- Начало процесса разработки ведомственного нормативно-правового акта связано с возникновением правотворческой инициативы и последующего за ней принятия решения о начале подготовки соответствующего акта. При этом упомянутая выше инициатива может исходить как от отдельных структурных элементов или служащих исполнительного органа государственной власти, так и от неравнодушных к той или иной неурегулированной нормативно проблеме граждан. Конечное решение об издании ведомственного нормативного акта принимается руководителем или заместителем руководителя органа государственного управления.
- После принятия решения о начале работы над созданием ведомственного акта происходит разработка его проекта. Концептуальные начала будущего акта могут содержаться в уже принятых законах, актах Президента и Правительства и т.д. В сопровождающем деятельность по созданию ведомственном акте плане работы закрепляется предполагаемая структура будущего ведомственного акта, кратко раскрывается содержание соответствующих глав, разделов, параграфов и т.д., определяются сроки его подготовки (как правило в пределах одного календарного месяца), уточняется круг разработчиков акта.
- После этого производится сбор необходимой для принятия ведомственного акта информации, которая может содержаться в действующих нормативно-правовых актах, научной и периодической литературе, данных социологических и статистических исследованиях, материалах проведенных проверок и т.д.
- Далее происходит один из ключевых этапов ведомственного нормотворчества – осуществляется написание текста проекта нормативного акта, в условиях строго неукоснительного соблюдения требования законности и конституционности будущего ведомственного акта. Законченные текст нормативного акта подвергается правовой экспертизе, осуществляемой юридической службой разрабатывающего акт ведомства, на предмет соответствия издаваемого акта компетенции ведомства, оценивается степень необходимости издания акта, его содержание и структура, правильность задействуемых ссылок на иные нормативно-правовые акта и т.д.
- Прошедший экспертизу нормативно-правовой акт при необходимости передается для согласование в иные заинтересованные ведомства и структурные подразделения органов гсоударственной власти, после чего происходи его подисание уполномоченным должностным лицом, регистрация в общем отделе ведомства и доведение до адресата.
Для тех ведомственных актов, содержание которых затрагивает права, свободы и обязанности граждан, правовой статус организаций или отличается межведомственным характером своего содержания еще одной обязательной стадией перед вступлением в законную силу выступает государственная регистрация.