Общее понятие о субъектах правотворчества
Правотворчество заключается в создании, изменении, отмене, приостановке действия, лишении юридической силы правовых норм. Процесс правотворчества не обладает субъективным характером, его возникновение происходит по причине общественной потребности в регулировании определенных сфер жизнедеятельности общества (экономическая, политическая и пр.). То есть, правотворчеству характерен объективный характер.
Субъекты правотворчества - органы и лица, которые уполномочены на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
В России, в качестве субъектов правотворчества выступают следующие:
- Конституционный суд;
- государственные органы (и их должностные лица) различного уровня;
- негосударственные и общественные организации (профсоюзы и пр.);
- народ;
- международные организации.
Субъекты правотворчества имеют определенные полномочия:
- Разработка проекта нормативно-правового акта (НПА) и вынесение его на рассмотрение компетентных органов и лиц;
- Рассмотрение проекта.
- Отклонение проекта или принятие на его основе НПА.
- Введение проекта в действие.
Принципы правотворчества
В основу правотворческого процесса положен ряд принципов:
- демократизм и гласность непосредственно связаны с разработкой и принятием нормативного акта правотворческим органом посредством привлечения различных субъектов (граждане, трудовые коллективы) к правотворческой деятельности. К данному принципу относится всенародное обсуждения законопроектов при помощи СМИ, референдум как высшая форма проявления демократизма правотворчества;
- профессионализм заключается в таких показателях, как качество правотворчества, эффективность механизма принятия государственных решений. Обязательно привлечение компетентных специалистов, имеющих профессиональные знания и необходимый опыт;
- законность – правотворческая работа (подготовка, принятие, опубликование НПА) реализовывается в рамках закона, в первую очередь, необходимо учитывать нормы Конституции РФ, требования юридической техники и пр.;
- научный характер обусловлен объективными факторами реальной обстановки, их учетом (социально экономические, политические, социальные условия конкретного государства);
- связь с правоприменительной практикой.
Виды правотворческой деятельности
Правотворческая деятельность подразделяется на виды на основе следующих оснований:
- субъекты (органы) правотворчества;
- содержание НПА, которые издают конкретные органы.
С позиции субъектов, правотворчество осуществляется в следующих формах, принятие нормативных актов осуществляют:
- государство;
- народ;
- заключение соглашений различными субъектами (государственные органы и общественные объединения, работники и работодатели и пр.).
Наиболее часто в РФ используется вид правотворчества, когда принятие НПА осуществляют органы государства (Обе палаты Федерального Собрания, Президент, Правительство, государственные комитеты, ведомства и министерства).
При этом полномочия относительно правотворчества определяет Конституция, конституции (уставы) субъектов РФ и иные законы.
В ст. 3 Конституции определяется, что носитель суверенитета и единственный источник власти в стране – ее многонациональный народ. Высшее непосредственное выражение власти народа – свободные выборы и референдум. При этом решение, которое принято на референдуме, общеобязательно и не требует дополнительного утверждения.
Заключение соглашений, которые содержат нормы права наиболее часто используется для регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и пр.).
По содержанию издаваемые органами правотворчества НПА разделяются, в первую очередь, на законы и подзаконные акты.