Основные формы правотворческой деятельности
Деятельность по созданию общеобязательных правил поведения, которая и составляет, в общем виде, содержание правотворческой деятельности, в силу сложности и многогранности регулируемых общественных отношений осуществляется во множестве форм.
Основной формой правотворчества в любом государстве является разработка и принятие законов, обладающих в иерархии национального правового регулирования наивысшей юридической силой.
При этом законотворчество может реализовываться двумя способами:
- путем непосредственного волеизъявления народа в ходе референдума (в таком порядке, как правило, принимаются основные нормативно-правовые акты государства – Конституции);
- путем деятельность избираемых в ходе прямых конкурентных выборов законодательных представительных органов государственной власти – парламентов.
В числе иных форм правотворчества принято выделять:
- Ведомственное правотворчество – деятельность компетентных органов государственной власти по принятию подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения;
- Договорное правотворчество – заключаемые между равноправными субъектами, в соответствии с Конституцией и законодательством страны, договоры нормативного содержания;
- Санкционирование правовых обычаев – осуществляемая путем принятия юрисдикционными органами решения на основе сложившегося и применяемого в обществе обычая, а равно санкционирование обычая субъектом правотворчества путем прямой отсылки к нему в тексте принимаемого нормативно-правового акта;
- Делегированное правотворчество – реализуемая государственно-властными и негосударственными органами деятельность по созданию юридических норм определенной сферы правового регулирования, в рамках парламентского поручения;
Стадии правотворческого процесса
Характеризуя этапы правотворческой деятельности, традиционно, в правовой доктрине условно выделяются четыре стадии рассматриваемого процесса:
- Внесение разработанного на основе выявленной потребности в правовом регулировании проекта будущего нормативно-правового акта на рассмотрение компетентного правотворческого органа.
- Обсуждение проекта нормативного акта, внесении изменений и дополнений в содержание его текста;
- Принятие нормативно-правового акта правотворческим органом;
- Вступление нормативного акта в действие, то есть наделение его юридической силой, связываемое, в установленных законом случаях с процедурой его официального опубликования, то есть доведения до всеобщего сведения.
При этом в юридической литературе в качестве ключевой стадии правотворческого процесса, как правило, называется стадия обсуждения проекта будущего нормативно-правового акта, во многом потому, что именно в рамках данного этапа текст нормативно-правового акта приобретает такое содержание, которое будет задействоваться в процессе последующего за его вступлением в законную силу правоприменением.
Безусловно, наибольшее значение стадия обсуждения проекта нормативного акта имеет применительно к законам, ввиду их наивысшей юридической силы в системе иерархии национальных источников правового регулирования.
В Российской Федерации, процедура обсуждения законопроектов представлена тремя чтениями:
- в первом чтении обычно обсуждаются концептуальные положения проекта, и при положительном решении проект передается в соответствующую комиссию (комитет) парламента;
- во втором чтении заслушиваются доклады авторов законопроекта и председателя комиссии. Обсуждается и голосуется каждая статья законопроекта и поправки;
- в третьем чтении предполагается голосование по законопроекту в целом. Возможны только редакционные поправки.