Понятие международного правотворчества
Развитие процессов связанных с формированием международного рынка, глобализацией и развитием транснациональных средств коммуникаций в последние десятилетия, с неизбежностью повлекло расширение международного сотрудничества в регулировании межгосударственных вопросов и решении глобальных проблем человечества.
При этом как любая государственно-властная деятельность, международное взаимодействие обладает свойством потребности в установлении конкретных правил соответствующих деятельности, соблюдение которых субъектами отношений обеспечит стабильность и эффективность международного сотрудничества.
В этой связи все большее значение приобретают институты международного правотворчества, которое в общем виде может быть определено следующим образом:
Международное правотворчество – процедура разработки и принятия обязательных юридических норм, регулирующих межвластные наднациональные отношения независимыми субъектами соответствующих отношений, путем установления взаимных прав и юридических обязанностей.
Особенности международного правотворчества
Международное правотворчества, будучи с точки зрения юридической науки одной из форм нормотворческой деятельности обладает в этом качестве рядом отличительных особенностей:
- В международном праве отсутствуют аналоги национальных органов законодательной власти, а в процессе правотворчества добровольно участвуют сами участники регулируемых правовых отношений. Иными словами, в международном публичном праве никто не может устанавливать правила поведения его участников вопреки их воле;
- В основе результата международной правотворческой деятельности всегда лежит соглашение сторон, выступающее единственно возможным способ создания соответствующей нормы. В этой связи может быть сделан вывод о согласительном характере международного публичного права;
- Разработка соглашения и последующее придание ему обязательной юридической силы осуществляется в определенном процессуальном порядке, в рамках которого юридическая сила придается согласованному акту в тот момент, когда он воплощается в виде международного обычая или договора;
Как было отмечено ранее, в доктрине международного публичного права выделено два способа создания юридических норм, и соответствующие им две формы источников правового регулирования – международный обычай и международной договор.
У вышеназванных актов отсутствуют различия в степени их юридической силы.
Важное значение в разработке и принятии упомянутых выше источников международного права принадлежит международным организациям, принимающим в процессе своей деятельности резолюции и решения по соответствующим вопросам. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.
Наибольшее значение в этом отношении имеет деятельность Организации Объединенных Наций и ее профильных учреждений.
Также, важной особенностью рассматриваемого процесса является нехарактерная для национального правотворчества категория протеста, под которым понимается однозначно трактуемое несогласие субъекта международного права с вновь разрабатываемым международным договором. Этим актом государство изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия. При этом важность определенного выражения протеста обуславливается тем, что его отсутствие, в существующей международной нормотворческой практике трактуется как автоматическое согласие государства с содержанием будущего источника правового регулирования.