Право берет свое начало из обычая и тесно взаимодействует с моралью и религией. В различные эпохи имели место разные формы правовой культуры. Сегодня правовая культура базируется на общеправовых принципах равенства, свободы, справедливости всех граждан страны.
Государство обязано сбалансированно сочетать права и обязанности всех людей, находящихся на его территории. Должно быть исключено самоуправство и своеволие. Каждый может выражать свою волю и вести себя в пределах, установленных законом.
Понятие и функции правотворчества
Правотворчество — это специальная деятельность субъектов, наделенных компетенцией по созданию норм права.
К субъектам правотворческой деятельности относятся, как правило, государственные органы: Государственная дума, Правительство, органы представительной власти субъектов и др.
В узком смысле слова, правотворчество - это непосредственный процесс создания, изменения или отмены норм права конкретны компетентным органом либо непосредственно народом (референдум).
В широком смысле слова правотворчество включает в себя весь предшествующий принятию закона подготовительный процесс. При этом разнообразные решения, которые могут приниматься в подготовительных стадиях правотворческого процесса, не имеют юридических последствий.
Функции правотворчества заключаются в том, что с его помощью:
- обновляется нормативный материал;
- восполняются пробелы в праве;
- упорядочиваются нормативно-правовые акты.
Принципы и виды правотворчества
К принципами правотворчества следует отнести следующие системообразующие положения:
- научность – обозначает, что принятие того или иного правового акта должно быть обоснованным как с юридической, так политической и экономической точек зрения. Должны быть изучены различные концепции по принимаемому вопросу и изучен опыт соседних стран, а также практика применения права в изменяемой отрасли в своей стране;
- демократизм – это демократическая процедура, применяемая для разработки и принятия нормативно-правового акта; широкое привлечение граждан к правотворческой деятельности с целью выразить сбалансированную волю большинства заинтересованных лиц;
- законность – работа правотворческого органа должна основываться на законе, то есть она осуществляется в пределах полномочий органа при соблюдении процедуры принятия нормативного акта Принятый акт не должен противоречить действующим законам, имеющим более высокую юридическую силу;
- профессионализм - деятельность по созданию законом должна находится к компетенции юристов
- системность – новый закон должен вписываться юридическую иерархию уже имеющихся законов, не должен дублировать иные законы, вступать с ними в коллизии;
- дифференциация правотворческих полномочий – каждый государственный орган должен заниматься только той сферой правотворческой деятельности, в которой он уполномочен действовать;
- гласность – правотворческий процесс открыт для наблюдения за ним граждан государства;
- оперативность - издание законов должно быть своевременным.
По субъектам выделяют правотворчество:
- народа при проведении референдума (всенародное голосование по важным вопросам жизни общества);
- уполномоченных государственных органов (Государственная Дума, Правительство России и др);
- отдельных лиц государства (Президент, министр);
- органов местного самоуправления (главы администрации района);
- локальное (приказы генерального прокурора, директора предприятия и др);
- общественных организации (профсоюзов и др.).
Законодатель в любой стране стремиться создать единую и цельную правовую систему при помощи которой каждый гражданин сможет в достаточной мере иметь возможность реализовывать себя, отстаивать свои права и законные интересы.