Понятие и классификация субъектов правового государства
Правовое государство представляет собой теоретическую концепцию такой организации общества, в которой деятельность государства в лице его органов и должностных лиц подчинена правовому закону.
Для того, чтобы в государстве было действительно обеспечено верховенство права, создаются (либо естественным образом, в ходе исторического развития формируются) и осуществляют свою деятельность специфические субъекты.
Субъект правового государства – лицо частного или публичного права, выполняющее значимые функции для развития и поддержания верховенства права.
Исходя из признаков правового государства, можно выделить ряд сфер, существование которых предопределяет появление специфических субъектов:
- законность правотворческой деятельности парламента и правительства;
- законность административного и судебного правоприменения;
- законность расходования средств государственной казны;
- легитимность органов власти и их должностных лиц.
Как и в любом другом государстве, в правовом государстве принято разграничивать:
- субъектов, обладающих властными полномочиями, – публично-правовых субъектов;
- субъектов, такими полномочиями не наделенных, – частноправовых субъектов.
Публично-правовые субъекты правового государства
Одна из важнейших характеристик правового государства – разделение полномочий между ветвями власти. Закон предусматривает различные процедуры формирования органов, относящихся к различным ветвям власти, наделяет их контрольными полномочиями в отношении друг друга (так называемая системе сдержек и противовесов).
Однако помимо «традиционных» публично-правовых субъектов – парламента, правительства, судов – с развитием правового государства стали появляться и иные значимые субъекты.
- Конституционный суд. Основная задача органов конституционного правосудия – проверка соответствия принятых парламентом законов основному закону государства, а также общепризнанным принципам и нормам международного права. Признание закона или подзаконного акта неконституционным влечет обязанность парламента внести в него изменения, порой довольно существенные.
- Верховный суд. В рамках системы российского права (и схожих с ней систем) Верховный суд, помимо собственно юрисдикционных полномочий (в том числе по пересмотру состоявшихся судебных решений), имеет также полномочия по обобщению судебной практики, что способствует сокращению числа судебных ошибок, а следовательно, лучшему гарантированию прав и свобод физических и юридических лиц.
- Органы надзора за законностью. В системе правового государства нередко появляется орган по надзору за соблюдением принятых законов – прокуратура. Обладая обширной компетенцией и полномочиями, прокуроры вправе проверять соблюдение законов широким кругом субъектов, в ряде случаев выступая в качестве «публичного истца». К числу таких органов можно отнести и омбудсмена (в том числе детского, бизнес-омбудсмена), деятельность которого направлена на обеспечение охраны и защиты прав физических и юридических лиц.
- Орган финансового и служебного надзора. Сложность и значимость бюджетных процедур, т. е. распределения государственных средств по многочисленным статьям расходов, стали причиной образования специального органа финансового надзора (Счетной палаты). Еще один субъект, который в нашей стране начал формироваться относительно недавно, – это комиссии по наблюдению за служебным поведением госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Их деятельность направлена на то, чтобы обеспечить прозрачность в сфере имущественных отношений должностных лиц государства, уменьшить масштабы коррупции и нецелевого расходования общегосударственных средств.
Частноправовые субъекты правового государства
Предоставляя гражданам разнообразные права и свободы, а также гарантии их осуществления, государство обусловило возникновение многочисленных частноправовых субъектов, например таких как:
- некоммерческие и общественные организации (например, общества защиты прав потребителей, ассоциации развития ЖКХ, экологические организации, политические партии);
- средства массовой информации (в том числе электронные);
- научные организации (фонды исследования общественного мнения);
- адвокатура и юридические консультации;
- профессиональные союзы и т. п.
Всех данных субъектов принято называть «гражданское общество», и все они в той или иной степени взаимодействуют с публично-правовыми субъектами и подвергаются правовому регулированию.
К числу недавно возникших субъектов следует отнести общественные палаты, которые формируются на общегосударственном, региональном и локальном уровне. Цель деятельности данных субъектов смешанной природы – обеспечить учет мнения широких слоев населения при принятии и исполнении значимых для общества решений.