Понятие и признаки федеративного правового государства
Верховенство права может быть обеспечено в государствах с различными формами правления и административно-территориальным устройством. При этом можно выделить особенности, присущие правовому государству той или иной формы.
Федеративное правовое государство – это федеративное государство, в котором обеспечены законность и верховенство права.
Как известно, сущность федеративной формы правления состоит в выделении двух уровней реализации государственных полномочий – центрального (общефедерального) и регионального.
Сама по себе федеративная форма государственного устройства довольно новая, но достаточно распространенная. К ее использованию обычно прибегают государства, имеющие значительную территорию либо значительные исторические, культурные, религиозные различия между конкретными регионами, входящими в состав государства.
Федеративная форма, таким образом, позволяет решить две важные задачи:
- сохранить территориальную целостность государства, его суверенитет над всеми входящими в состав территориальными единицами;
- обеспечить учет имеющих значение региональных и местных различий при осуществлении государственной политики.
Федеративному правовому государству присущи все основные признаки правового государства, с той лишь разницей, что:
- верховенство права обеспечивается не только на федеральном, но и на региональном уровне собственными органами государственной власти;
- понятие законности расширяется за счет законодательных и подзаконных актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации.
Таким образом, в федеративном правовом государстве:
- и федеральная, и региональная система органов власти строится на основании принципов законности и разделения властей;
- должны быть четко разграничены полномочия и ответственность федерального и регионального уровней власти;
- не должно быть противоречий и расхождений между федеральным и региональным законодательством;
- должны обеспечиваться и гарантироваться права и свободы граждан и организаций, равенство их перед законом и судом;
- должна обеспечиваться независимость судебной власти (в том числе и от региональной элиты), подконтрольность органов и должностных лиц государства.
Проблемы реализации концепции правового государства в федерациях
С учетом особенностей федерации как формы государственного устройства перед федеративным государством, стремящимся обеспечить верховенство права, стоят специфические проблемы.
- Проблема единства суверенитета. Независимость и целостность федеративного государства осложняется борьбой отдельных территориальных образований за свой государственный суверенитет, стремлением региональных элит расширить свои полномочия, не увеличивая при этом ответственности.
- Вопросы эффективного разграничения полномочий. При этом не должно оставаться сфер деятельности, не отнесенных к компетенции какого-либо из уровней власти, а передаваемые на региональный уровень полномочия должны быть соразмерны фактическим возможностям их осуществления именно на этом уровне власти (в том числе финансовым).
- Обеспечение согласованности федерального и регионального законодательства. Для данной цели в субъектах федерации создается в том числе система региональных органов конституционного правосудия.
- Обеспечение единства правового статуса личности. Различия в уровне экономического развития регионов нередко влекут существенные различия в части обеспечения социально-экономических прав, что позволяет говорить о «позитивной дискриминации» по региональному признаку.