Понятие права государственной собственности на землю
Государственная собственность на землю — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по владению, распоряжению и пользованию земельными участками государственными организациями.
Право государственной собственности на землю предусматривает возможность владения, пользования землей, распоряжения ею и отчуждения отдельных земельных участков.
Понятие права собственности на землю рассматривают как:
- комплексный институт конституционного, земельного и гражданского права, регулирующий отношения собственности на землю, который устанавливает основания возникновения, осуществления, изменения права собственности, его прекращения (в объективном смысле);
- наделение законом собственника правомочиями по владению, распоряжению, пользованию землей (земельной долей, участком), которая принадлежит ему в установленном законом порядке, без нанесения ущерба окружающей среде (в субъективном смысле).
Понятие права собственности сводится к пониманию его как юридически обоснованного и обеспеченного права владения своим имуществом, пользования и распоряжения им. Понятие права собственности понимается как совокупность норм права, которые закрепляют принадлежность имущества кому-либо.
В отличие от владения имуществом, собственность на землю является понятием, представляющим собой определенную условность, поскольку господство над землей ограниченно, и она неперемещаема. Значимой чертой, которая отличает право собственности на землю, является отсутствие существования абсолютной земельной собственности.
Государство, с одной стороны, предоставляет право собственникам самостоятельно владеть, распоряжаться землей в пределах норм действующих законов, а с другой стороны, в силу специфики земли, ее ценности как природного объекта, может ограничить это право (на время или постоянно).
Основания для ограничения прав собственности на землю
Основания для ограничения прав собственности на землю в интересах общества и государства предусматриваются федеральными законами.
Ограничения могут быть следующими:
- режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных, охранных зонах;
- особые условия охраны природы (памятников природы, животного и растительного мира, естественной среды их обитания, путей миграции) и окружающей среды (археологических объектов, памятников истории, культуры и др.);
- условия освоения или застройки земельного участка в течение установленных сроков по согласованному проекту ремонта или строительства автомобильной дороги при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности.
Право государственной собственности на землю является правом собственности на такую землю, которая не находится в собственности юридических лиц, граждан или муниципальных организаций.
В Советском Союзе практически до конца прошлого века существовала исключительная государственная собственность на землю. На сегодняшний день есть разные формы собственности на землю, которые закреплены в Конституции РФ.
Структура и содержание прав государственной собственности на землю
Структуру государственной собственности составляет федеральная или общегосударственная собственность на землю, собственность субъектов федерального значения. Такой собственностью является земля, природные ресурсы Российской Федерации в целом. Российская Федерация является обладателем исключительной собственности на землю в силу ее целевого назначения или вида использования. Правом собственности на землю обладают власти автономных округов и областей, краев, республик, областей, городов.
Содержание права собственности на землю состоит из конкретных правомочий, прав конкретного собственника земли на владение, пользование и распоряжение ею, представляет собой субъективное право. Это право реализуется по усмотрению собственника, но в пределах норм закона.
Содержание права собственности на землю включает следующие правомочия:
- владение — право фактического обладания землей, сохраняется за собственниками при передаче земли в пользование арендаторам и землепользователям;
- пользование — право и обязанность использовать земельный участок по целевому назначению;
- распоряжение землей — право ее хозяйственной эксплуатации для удовлетворения потребностей собственника путем получения дохода или извлечения полезных качеств, это правомочие позволяет собственнику по закону определять судьбу земельного участка с юридической точки зрения.
Субъекты права государственной собственности на землю не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли сами, а реализуют свое право через систему платежей при передаче земли юридическим лицам и гражданам, получая часть земельной ренты.
Основные признаки права государственной собственности на землю
Право государственной собственности на землю предусматривает предоставление земельных участков в собственность юридических и физических лиц. Исключение составляют земли, которые согласно федеральным законам не могут являться частной собственностью. Право государственной собственности на землю от имени государства в пределах их компетенции реализуют органы государственной и муниципальной власти.
Государство как собственник владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом — землей и природными ресурсами. Государство как суверен и обладатель публичной власти устанавливает правила пользования землей, придает земельным и природным платежам не фискальный, налоговый, а компенсационно-восстановительный характер.
В земельных отношениях государство выступает в нескольких качествах:
- в качестве субъекта государственной власти — осуществляет управление и контроль, устанавливает правила поведения в земельных отношениях;
- в качестве собственника земельных участков — имеет равные правомочия с другими собственниками.