Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Правонарушения иностранных граждан

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Деликтоспособность иностранных граждан по российскому праву

С усилением глобализации и усилением миграционных процессов перед правотворческими органами различных государств всё острее встает вопрос о том, каким образом следует регулировать правовой статус иностранцев и апатридов, находящихся легально или нелегально на территории конкретного государства. Большое значение имеет и регулирование вопросов ответственности иностранцев за правонарушения, допущенные на территории зарубежного государства.

Вопросы правового статуса иностранцев, в том числе их способности нести правовую ответственности, регулировались различными актами:

  • в праве Древнего мира и средневековом праве положение иноземцев определялось в основном правовыми обычаями и указами высших органов государства;
  • в Новое время также сохранялась тенденция регулирования статуса иностранцев на уровне разрозненных актов поднормативного характера;
  • в Новейшее время стали приниматься усилия на международном уровне с целью унифицировать и оптимизировать правила, касающиеся статуса иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства;
  • в современном российском праве статус иностранцев определяется не только нормами международного права, но и положениями отечественного законодательства.

Общеправовой принцип равенства определяет, что как правило иностранцы находятся в равных условиях с гражданами государства, если иное не обусловлено публичными интересами (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, статьи 4 и 33 Закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Замечание 1

Это касается и вопросов юридической ответственности, т. е. в Российской Федерации иностранцы подлежат ответственности за допущенные правонарушения на тех же основаниях, что и российские граждане.

Правонарушения иностранных граждан

Государство, стремясь обеспечить свою миграционную безопасность, заинтересовано в первую очередь в том, чтобы пресекать миграционные правонарушения иностранцев. Однако помимо нарушений миграционного режима иностранные граждане, как проживающие, так и не проживающие в России, могут совершать и иные правонарушения:

  • гражданско-правовые нарушения (например, неисполнение обязательств, незаконное завладение имуществом, нарушение условий вступления в брак и т. п.);
  • земельные и экологические правонарушения (например, при нарушении условий аренды земельного участка);
  • налоговые правонарушения, в случае если на иностранных граждан возложена обязанность по уплате налогов и сборов;
  • административные правонарушения;
  • преступления.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика иностранцев как субъектов юридической ответственности состоит в том, что:

  • они не могут быть субъектами ряда правонарушений (например, в бюджетной сфере);
  • в некоторых случаях они являются специальными субъектами правонарушений (например, по нормам главы 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
  • к ним может быть применено специальное административное наказание – выдворение за пределы РФ.

Принципы привлечения иностранных граждан к юридической ответственности

Вопросы привлечения иностранных граждан к ответственности за правонарушения, совершенные на территории России, урегулированы во многих нормативных правовых актах РФ. При этом законодатель руководствовался двумя основными принципами:

  1. Принцип национального режима. Данный принцип применяется к статусу иностранцев в качестве общего правила и означает, что они привлекаются к ответственности на тех же основаниях, что и граждане России. Следовательно, правонарушение иностранного гражданина наказуемо, если оно содержит все признаки состава правонарушения, предусмотренного нормой права. Нормативно данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ, ст. 13 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 33 Закона № 115-ФЗ.
  2. Исключения из принципа национального режима. Наиболее распространенный случай такого изъятия – это иммунитет от административной или уголовной юрисдикции дипломатического персонала. В случае совершения административного правонарушения или преступления лицом, обладающим иммунитетом от преследования, вопрос о его ответственности разрешается по нормам международного публичного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, ч. 4 ст. 10 Уголовного кодекса РФ).

Статьями 11, 12 и 13 УК РФ закреплены следующие принципы привлечения иностранцев к ответственности за преступления:

  • иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности по российскому праву за преступление, совершенное на территории России (ч. 1 ст. 10);
  • иностранный гражданин подлежит ответственности по УК РФ также за те преступления, которые хоть и были совершены за пределами РФ, но были направлены против интересов государства или его граждан;
  • в любом случае иностранный гражданин не может привлекаться к ответственности по российскому праву, если он уже был осужден в иностранном государстве;
  • власти РФ вправе выдать иностранного гражданина для привлечения к ответственности и отбывания наказания за преступления, совершенные вне пределов РФ, государству его гражданства.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис