Общая характеристика уровней механизма государства
В специальной литературе, посвященной изучению вопросов, связанных с уровнями механизма государства, обращается внимание на то, что соответствующий механизм является целостной, единой системой, внутренние элементы которой находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Соответствующее единство частей государственного механизма предопределяется общностью его целей и задач, опирающихся на цели и задачи всего общества и государства в целом. Тем не менее, единый государственный механизм в результате анализа может быть подразделен на различные структурные элементы и уровни, реализующие публичную власть в обществе.
Базовым звеном каждого уровня государственного механизма выступают органы государственной (публичной) власти, формирование которых с опорой на положения действующего законодательства в результате избрания или иного создания, преследует своей целью обеспечение управления обществом (государством) на различных уровнях.
В этой связи, уровни механизма государства совпадают с выделяемыми в науке и законодательстве уровнями управления обществом, и включают в себя:
- Уровень центральной власти;
- Региональный уровень механизма государства (в странах с федеративной формой правления);
- Уровень местного самоуправления.
Конкретное наполнение каждого из обозначенных уровней механизма государства различается в зависимости от того, о какой стране идет речь в каждом конкретном случае, поскольку система и структура органов государственной власти, составляющая обозначенные уровни механизма государства, фиксируется в законодательных источниках правового регулирования каждой конкретной страны в отдельности (чаще всего – в национальной Конституции).
Продолжая характеристику уровней механизма государства отметим, что применительно к их содержанию в специальной литературе выделяются различные признаки элементов-органов, составляющих тот или иной уровень рассматриваемого механизма, в том числе:
- Деятельность публичных органов на каждом конкретном уровне государственного механизма призвана удовлетворять общесоциальные, региональные и местные интересы граждан. В этой связи, органы соответствующих уровней механизма выступают в своей деятельности от имени государства или его отдельной части;
- В своей деятельности органы различных уровней механизма государства руководствуются государственными законами и подзаконными актами, а также нормативно-правовыми актами, территориальной действие которых распространяется на территорию их функционирования (например, актами органов исполнительной власти субъектов, решениями главы органа местного самоуправления, и т.д.);
- Деятельность публичной власти на каждом уровне механизма государства носит открытый характер, а большинство принимаемых актов и совершаемых действий подлежат обнародованию (за исключением тех из них, которые составляют предмет той или иной охраняемой законом тайны, а их разглашение может причинить вред, в частности, обороне страны или безопасности общества).
Центральный и региональный уровень механизма государства
Как было отмечено выше, универсальным для всех стран уровнем механизма государства выступает центральный уровень публичной власти, на котором сосредотачиваются высшие органы государственной власти – Президент, Правительство, Министерства, Парламент, а также высшие судебные органы.
При этом более детальная характеристика рассматриваемого уровня механизма государства, позволяет сделать вывод о том, что его свойства и особенности различаются в зависимости от формы политико-территориального устройства конкретной страны.
Так, в унитарных странах, на центральном уровне механизма государства сосредотачиваются все государственные органы, и происходит принятие всей совокупности государственно-властных решений, имеющих общесоциальное значение (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления).
В свою очередь, в федеративных государствах обозначенный центральный уровень механизма государства именуется федеральным, и в дополнение к нему выделяется региональный уровень публичной власти, элементы которых, в совокупности, образуют систему органов государственной власти.
При этом важное значение в данной части принадлежит решению вопросов о соотношении и разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнем государственного механизма, для того, чтобы, с одной стороны, не допустить дублирования полномочий и противоречивого правового регулирования одних и тех же отношений, а с другой – для предотвращения ситуаций правовой неопределенности.
Третьим уровнем механизма государства (вторым в унитарных странах), признается уровень местного самоуправления, подробнее о содержании которого будет сказано ниже.
Местное самоуправление в системе уровней механизма государства
Как было отмечено выше, базовым уровнем механизма государства, на котором сосредотачивается деятельность по решению вопросов местного значения, признается уровень местного самоуправления. Его определение в специальной литературе предлагается формулировать следующим образом:
Местное самоуправление в системе государственного механизма – это относительно обособленная в пределах территории конкретного муниципального образования, модель организации деятельности граждан, позволяющая населению такого муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения, управлять муниципальной собственностью, при том, что в основу соответствующей деятельности должны быть положены интересы местного самоуправления.
Иными словами, местное самоуправления в механизме государства – это самостоятельный уровень, предполагающий самостоятельную реализацию народов принадлежащей ему власти.