В условиях рыночной экономики необходимым условием предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно возникающей в связи с разрывом уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также в связи с неравномерным распределением социальных благ, выступает проведение социальной политики, позволяющей говорить о той или иной стране как о социальном государстве.
С учетом обозначенной важности социального государства, в специальной литературе уделяется большое внимание изучению вопроса о механизме соответствующего государства, как постоянно действующего «координатора» доступных только ему инструментов защиты широких слоев населения, выраженных в деятельности разнообразных органов государственной власти и их должностных лиц.
В общем виде, механизм социального государства может быть охарактеризован как инструмент перераспределения доходов в условиях рыночной экономики, посредством системы предоставления социальных услуг и субсидий, вкупе с необходимым для их финансирования налоговым бременем.
Иными словами, реально действующий механизм социального государства позволяет слоям населения с низким уровнем доходов, повышать собственную долю в общественном потреблении благ, делая таковую более справедливой и достойной для каждого члена общества.
В то же время, необходимость научно-обоснованного изучения и законодательного совершенствования обозначенных механизмов обуславливаются тем, что такое перераспределение благ и доходов в условиях социального государства не должно способствовать устранению стимула к достижению более высоких доходов – в этой связи, помощь и поддержка в условиях социального государства должна оказываться только тем категориям граждан, которые реально нуждаются в таковой.
В свою очередь, в качестве основных элементов механизма социального государства могут быть названы:
Классическими примерами мер социальной поддержки, выраженных в прямых трансфертах нуждающимся слоям населения выступают пособия по безработице (неполной занятости), детские пособия, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг для определенных категорий населения, и т.д.
Наряду с обозначенными выше инструментами, безусловно характерными для механизма социального государства, в специальной литературе обращается внимание на то, что система механизмов социального государства может быть представлена следующим образом:
Наряду с тремя обозначенными выше элементами социального государства, в специальной литературе традиционно выделяется четвертый, характеризующейся особой значимостью в виду его общеобязательного значения.
Таким компонентом выступает нормативно-правовой (законодательный) механизм, прорабатываемый органами законодательной власти, фиксируемый ими в содержании положений действующего законодательства и отражающий общие направления социальной политики и правила взаимодействия различных социальных институтов.
Содержание обозначенного компонента механизма социального государства состоит в совокупности актов различной юридической силы, включая кодифицированные и некодифицированные законы, подзаконные акты, акты ведомственного нормотворчества, и т.д.