Общая характеристика механизма социальной политики государства
Отличительным свойством современного демократического государства, особенно в условиях широкого распространения рыночных механизмов хозяйствования, становится установление и практическая реализация мер социальной поддержки населения, необходимых для снятия социальной напряженности и обеспечения доступа всех слоев населения к социальным благам.
При этом непосредственный процесс формирования социальной политики в наиболее общем виде подчинен двум группам факторов:
- Социально-политические факторы, оказывают воздействие на выбор модели социальной политики в части собственно направленности защиты уязвимых категорий граждан, то есть определение критериев, отвечая которым, лицо вправе претендовать на получение дополнительных мер государственной поддержки, недоступных для иных категорией лиц;
- Макроэкономические факторы, то есть актуальное состояние экономической системы, уровень развития экономики, благосостояние страны, и т.д., от которых зависит возможность практической реализации избранной модели социальной поддержки граждан. Недопустимость игнорирования данной группы факторов обуславливается тем, что любые меры государственной поддержки невозможны без соответствующих финансовых затрат со стороны государства. В этой связи, формирование фактически нереализуемых с учетом имеющихся экономических ресурсов социальных программ, приведет к неэффективности социально-политической деятельности государства и утрате им доверия со стороны собственных граждан.
Переходя к характеристике механизмов социальной политики государства, подчеркнем, что актуальность их изучения, и повышенный интерес ученых к их содержанию обуславливаются тем, что социальная политика любой страны, во всех случаях, проводится в жизнь именно с использованием определенных, тесно взаимосвязанных механизмов, именуемых в совокупности механизмом социальной политики государства.
Также обратим внимание на то, что механизмы социальной политики, несмотря на их уникальность в рамках правовых систем отдельных государств, должны отвечать определенным требованиям, подробнее о содержании которых будет сказано ниже.
Требования, предъявляемые к механизмам социальной политики государств
Как было отмечено выше, для характеристики механизмов социальной политики государств, целесообразно проводить анализ тех требований, которым соответствующие механизмы должны с необходимостью отвечать. В частности, таковыми требованиями являются:
- Механизмы социальной политики должны быть адекватны уровню развития науки и техники, а также степени развитости конкретного общества. Иными словами, содержание рассматриваемых механизмов должно быть таково, чтобы они, с одной стороны, не препятствовали развитию новых эффективных форм социального взаимодействия, а с другой – они сами по себе были способны стимулировать новые социальные отношения, которые общество не может взрастить самостоятельно (например, отношения по пенсионному обеспечению);
- Непротиворечивость механизмов социальной политики – в рамках относительно замкнутой социальной группы или публично-территориального образования, механизмы социального характера должны соответствовать друг другу, не противоречить по содержанию, а любые корректировки должны вноситься одновременно в каждом из соответствующих механизмов;
В специальной литературе в качестве примера подобного противоречия, негативно сказывающегося на правовом положении граждан, приводится ситуация, при которой не согласованы тесно взаимосвязанные между собой положения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении (в т. ч. законодательство о социальном страховании). В результате, работники и правоприменительные органы лишены четкого представления о том, какой объем гарантий в конкретный исторический период должен быть предоставлен работающему населению.
Виды механизмов социальной политики государства
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что механизмы социальной политики, с учетом исключительной общественной важности рассматриваемой категории, одновременно включают в себя множество различных инструментов.
В частности, в числе основных механизмов в обозначенной сфере в настоящее время выделяют: нормативно-правовую основу, устанавливающую общеобязательные положения в области формирования и реализации социальной политики государства, финансовую (в т. ч. налоговую) составляющую, необходимую для материального (денежного) обеспечения исполнения социальных программ, административные и политические механизмы, связанные с непосредственной практической деятельностью в сфере формирования и реализации мероприятий социальной политики, осуществляемой органами государственной власти, политическими партиями, государственными служащими, и т.д.
При этом подчеркнем, что базовым механизмом социальной политики государства следует признавать именно нормативно-правовой компонент, поскольку, в известной степени, именно на него опираются все иные механизмы социальной политики – налогообложение, формирование и деятельность политических партий и органов государственной власти, правоприменительная деятельность, и т.д. в конечном итоге опираются на законодательные предписания.
Более того, для обозначения рассматриваемой сферы правового регулирования, в специальной литературе даже выработан особый термин «социальное законодательство», определение которого в общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Социальное законодательство – это совокупность законодательных актов и подзаконных источников правового регулирования, устанавливающая общие, принципиальные положения о содержании деятельности различных отраслей социальной сферы, включая упорядочение вопросов в сфере трудовых правоотношений, социального и пенсионного обеспечения, медицинского страхования, образования, и т.д.