Сущность и признаки подзаконного акта
Подзаконный акт - это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.
В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.
Признаки подзаконного акта:
- отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
- зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
- в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
- упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
- эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
- нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
- высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
- все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.
Виды подзаконных актов
В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:
- общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны - указы и распоряжения Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы; распоряжения и постановления Правительства РФ; распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
- региональные акты - постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
- местные акты - постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
- локальные акты - приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.
Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов
Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции). Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения. Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).
Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:
- не должны противоречить федеральным законам;
- по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
- содержат нормы права;
- регулируют различные сферы общественной жизни;
- обладают общеобязательной природой.
Указ Президента нормативного характера представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов. Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения. Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.
Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли. Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения. Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.
Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям. Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников. Инструкции имеют нормативное содержание.
К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.
Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции. Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия. Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.
Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:
- распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
- акты сельских и поселковых собраний;
- акты представительных органов.