Общее понятие системы государственной власти
Система органов государственной власти представляет собой совокупность государственных органов, объединенная на основе общих функций, признаков, полномочий.
Необходимость существования данного понятия обусловлена строением государственного аппарата Российской Федерации, который выражен в качестве целостной системы, объединяющей в своем составе множество элементов и конструкций. Данные элементы и являются органами власти различных уровней, объединенных в различные самостоятельные системы. Этим элементам присуща внутренняя согласованность, единство, особые условия и правила построения и взаимоотношений между ними. Данная система характеризуется также упорядоченностью, особой связью между элементами. В итоге вся система государственных органов представляет собой единое целое, а именно - государственный аппарат.
Принципы построения системы государственной власти
Система построения государственных органов базируется на определенных принципах, которые раскрывают их сущность и содержание. В качестве таких принципов выступают следующие:
- принцип единства системы;
- принцип разделения властей;
- принцип демократизма.
Данные принципы нашли отражение в нормах Конституции РФ. Так, статья 11 закрепляет единство системы органов государственной власти, что непосредственно вытекает из конституционных норм.
Народ определен в качестве единственного источника власти и носителя суверенитета, при этом осуществление власти им производится непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом никакие другие субъекты не могут присваивать себе власть в РФ. Уже само по себе его существование обуславливает создание органов государственной власти.
Следующий принцип – это принцип разделения властей.
Обсуждение данного принципа постоянно производится в теории, данное положение связано с его особенностью. Теория конституционного права рассматривает данный принцип в широком смысле, основывая на нем подлинную свободу человека, выставляя его в качестве показателя демократизма в государстве. Советское законодательство, как известно, отрицало его существо. В условиях существования правового государства его отрицание, конечно, невозможно.
Принцип разделения властей основывается на разделение властей на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Все органы, которые имеются в Российской Федерации, соответственно делятся на данные три ветви власти. Данные ветви власти независимы друг от друга, то есть ни один орган, относящийся к какой-либо из ветвей власти, не вправе вмешиваться в деятельность другой ветви власти.
Помимо того, данные ветви власти взаимосвязаны - выполняя те функции, которые возложены на них действующим законодательством, они оказывают влияние друг на друга. Это производится за счет распределения функций между различными структурами и организациями, что в итоге сводится к выполнению одной большой цели – обеспечения законности и правопорядка на территории Российской Федерации. При этом необходимо ограничение деятельности данных ветвей власти, недопущение произвола со стороны какой-либо ветви власти, поэтому мы говорим о существовании системы сдержек и противовесов в системе власти разделение властей.
Третий принцип – это демократизм. Он вытекает также из конституционных положений, которые обосновывают Российскую Федерацию как демократическое государство. Все органы Российской Федерации должны служить интересам человека и гражданина, а в общем ценности имеют приоритет перед иными. Данное положение вытекает уже из норм статьи 2 Конституции РФ, которая предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, запрещает их нарушать каким бы то ни было субъектом. Все деятельность органов государственной власти и муниципальных органов подчиняется данному принципу, так как все они должны действовать в интересах общества.