Внешнее взаимодействие в сфере оперативно-розыскной деятельности — это совместная и согласованная по времени, месту и цели деятельность оперативных подразделений (в том числе, правоохранительных органов иностранных государств, международных полицейских организаций), осуществляемая на основе действующего законодательства в интересах эффективного выполнения задач по предупреждению и раскрытию преступлений, по розыску преступников.
Общие организационные формы внешнего взаимодействия:
Внешнее взаимодействие оперативно-розыскных органов осуществляется с ФСБ, ФСИН, ФСНК, ФСО, таможенными органами и др.
Внешнее взаимодействие с Федеральной службой безопасности включает:
Федеральная служба исполнения наказаний РФ при взаимодействии с органами ОРД участвует в оказании помощи разным подразделениям в вербовке сотрудников из числа освобожденных, передает информацию и данные о лицах, планирующих вернуться к преступной деятельности поле освобождения, проведение согласованных оперативно-розыскных мероприятий, обмен данными по делам оперативного учета.
Взаимодействие подразделений ОРД и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков включает:
Взаимодействие оперативных подразделений и таможенных органов заключается в совместном участии в мероприятиях, направленных на пресечение незаконного оборота через границу оружия, наркотических средств, радиоактивных веществ, культурных ценностей, животных, находящихся под угрозой исчезновения. Таможенные органы оказывают содействие в пресечении незаконного вмешательства в деятельность международных гражданских авиаций, в борьбе с международным терроризмом, исполнение запросов таможни, членов Таможенного союза и др.
Органы оперативно-разведывательной деятельности тесно взаимодействуют с органами государственной охраны при выполнении следующих функций: охрана и иные подобные специальные мероприятия в местах временного и постоянного пребывания, деятельности должностных лиц; охраны сооружений, зданий, строений и прилегающих территорий, находящихся в ведении органов государственной власти.
Служба внешней разведки взаимодействует с подразделениями ОРД посредством обмена информацией о:
Организация эффективного внешнего взаимодействия в сфере ОРД обеспечивает комплексный подход, целеустремленность и единство действий разных ведомств в борьбе с преступностью.
Совершенствование системы законодательных (подзаконных) актов возможно только при создании эффективного механизма правового регулирования внешнего взаимодействия в области ОРД. Основа координации ОРД отображена в конституционных нормах.
Представляется возможным и необходимым определить в Конституции обязанность Правительства наделять определенные федеральные органы исполнительной власти правом координировать оперативно-розыскную деятельность уполномоченных государственных органов. Это позволит создать надежную законодательную основу для реализации полномочий и координационных функций федеральным органом, который должен определяться Правительством РФ.
Ряд исследователей указывает на необходимость фундаментального реформирования оперативно-розыскного законодательства, его кодификации, внесения в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» статьи, предусматривающие координацию и различные виды взаимодействия в ОРД, координацию в государственной профессиональной сыскной деятельности.
Предлагается внести в проект Оперативно-розыскного кодекса (ст. 19) следующие положения: