Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Механизм управления охраной окружающей среды

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Охрана окружающей среды / Механизм управления охраной окружающей среды

Система и компетенция государственных органов управления охраны окружающей среды

Законом РФ «Об охране окружающей среды» установлена система органов управления охраной окружающей среды (рис. 1):

  • органы федеральной государственной власти общей компетенции: Федеральное собрание РФ, Правительство РФ; специально уполномоченные федеральные государственные органы – органы государственного управления, которые осуществляют свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы;
  • органы государственной власти субъектов РФ общей компетенции;
  • органы местного самоуправления.

Рассмотрим эти органы более детально:

  1. Органы общего государственного экологического управления:
    • Министерство природных ресурсов РФ – управляет государственным фондом недр и водным фондом;
    • Федеральная служба земельного кадастра;
    • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  2. Функциональные органы государственного экологического управления, выполняющие ряд специальных задач в области государственного экологического управления:
    • Министерство здравоохранения РФ;
    • Министерство обороны России;
    • Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  3. Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области охраны окружающей среды, действующие на основании постановлений Правительства РФ):
    • Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию;
    • Экспертный совет при Правительстве РФ;
    • Государственный центр экологических программ Минприроды и др.

Инструменты организационно-правового механизма охраны окружающей среды

Функциональными инструментами организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды являются:

  • мониторинг;
  • государственный кадастр;
  • экологическое нормирование;
  • экологическая стандартизация;
  • экспертиза;
  • лицензирование;
  • сертификация;
  • аудирование и контроль.

Система государственных органов экологического управления

Рисунок 1. Система государственных органов экологического управления

Замечание 1

Государственный мониторинг природной среды является одним из главных направлений экологического контроля.

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями в течение длительного времени. Сюда также входят оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнений.

Готовые работы на аналогичную тему

Мониторинг может быть фоновым (направлен на слежение за природными явлениями, которые протекают без антропогенного воздействия) и импактным (осуществляет контроль за уровнем антропогенного воздействия в особо опасных зонах).

Государственный кадастр – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

С помощью кадастров проводят основную оценку природного ресурса, его продажную цену и систему мер по восстановлению нарушенного состояния природы. По каждому виду природных ресурсов и на каждой территории ведутся кадастры.

Экологическое нормирование – это установление специально уполномоченными государственными органами экологических нормативов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Экологическая стандартизация – это эколого-правовые требования, которые устанавливаются государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новых технологий, материалов, веществ и другой продукции, которая способна оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека.

Экологическую стандартизацию осуществляют компетентные государственные органы согласно установленных в стандартах норм и правил.

Экологическая экспертиза – это установление намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий от этой деятельности на окружающую природную среду.

Экологическая экспертиза может быть: государственная (обязательная) и общественная (добровольная).

Экологическое лицензирование – это деятельность компетентных государственных органов, которая связана с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью на право природопользования и осуществления работ, касающихся окружающей среды.

Существуют следующие виды лицензий:

  • на природопользование – комплексная, на пользование отдельными природными ресурсами;
  • на удаление отходов в объекты окружающей природной среды.

Экологическая сертификация – это деятельность специальных органов, направленная на подтверждение соответствия сертифицированного объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Существуют следующие виды экологической сертификации: обязательная, добровольная.

Экологическое аудирование – это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования.

Экологический контроль – это совокупность организационно-правовых мер, которые способствуют принуждению соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Экологический контроль бывает: государственный общий, текущий, государственный специальный, государственный функциональный, ведомственный, производственный и общественный.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис