Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды
Под экономическим механизмом охраны природной среды принято понимать совокупность разработанных законодательством мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Особенности правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды прописаны в разделе III Закона «Об охране окружающей природной среды».
Экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды- это планирование и финансирование природоохранных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, за сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение предприятий и объектов и отходов от их производственной деятельности.
Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды состоит из предоставления налоговых, кредитных и других видов льгот субъектам природопользования для наиболее эффективной охраны окружающей среды.
Основные элементы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
Основными элементами экономико-правового механизма являются:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- установление тарифов за использование природных ресурсов, выбросов в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление предприятиям и гражданам кредитных льгот, а также осуществление других эффективных мер по охране окружающей среды;
- возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
Экономическое регулирование охраны окружающей среды проводят с целью соблюдения экологических требований российского законодательства.
В области охраны окружающей природной среды существуют следующие методы экономического регулирования:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития (в соответствии с экологическими прогнозами по отраслям промышленности и регионам);
- разработка федеральной программы в сфере экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей природной среде;
- плата за загрязнение окружающей среды и негативное на нее воздействие;
- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и на размещение отходов производства;
- экономическая оценка воздействия хозяйственной либо другой деятельности на окружающую среду;
- налоговые льготы при внедрении новых технологий и использовании вторичных ресурсов;
- поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, а также экологическое страхование;
- возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде.
Планирование и финансирование охраны окружающей среды
Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение являются основополагающими в деле охраны окружающей природной среды.
Планирование природоохранных мероприятий происходит в составе федеральных и целевых программ на основе государственной программы экологического развития различных регионов с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития и на основании научных разработок, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Финансирование является составной частью программы и производится за счет федерального бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, а также за счет областей, краев и местных органов власти.
Также финансирование может осуществляться за счет средств предприятий и организаций, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан.
Особое место в организации и решении неотложных природоохранительных мероприятий и задач отводится федеральному экологическому фонду. Вместе с этим, фондом создана система внебюджетных экономических фондов, общественных фондов и фондов экологического страхования. Средства из этих фондов идут на программы по охране окружающей среды, на воспроизводство природных ресурсов, научные исследования и внедрение экологически чистых технологий.
Также средства из этих фондов могут быть использованы на строительство очистных сооружений или выплату гражданам компенсаций за причиненный загрязнением или неблагоприятными воздействиями вред здоровью.
Контроль за расходованием бюджетных финансовых средств на охрану окружающей природной среды возложен на Министерство природных ресурсов РФ совместно с налоговыми и финансовыми государственными органами, а также учреждения банков и аудиторские фирмы. Получив право на осуществление проекта строительства или при осуществлении иной хозяйственной деятельности заказчик обязан получить лицензию на природопользование, в которой должно быть отражено право пользования отдельными видами природных ресурсов, нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду, а также заключения экологической экспертизы.
В лицензии на комплексное природопользование должны быть определены экологические условия реализации предстоящей деятельности, объемы изъятия природных ресурсов, предельно допустимые величины загрязняющих веществ, а также требования к состоянию окружающей природной среды и природных объектов в ходе эксплуатации хозяйственного объекта.
Рисунок 1. Экономические методы охраны окружающей среды