Структура образовательного права
Образовательное право регулирует отношения в области обучения и воспитания, так как его источник,Федеральный закон «Об образовании», может регулировать только эти отношения.
Законодательство об образовании состоит из норм права, различных правоотношений, которые возникают в сфере образования и регулируют все отношения в образовательной сфере.
Образовательное право содержит в себе условия для обеспечения прав людей на образование, а нормы отраслей права, соотносящихся с ним, определяют государственную политику в сфере образования, так же помогают педагогическим отношениям совершенствоваться и беспрепятственно развиваться.
Образовательное право состоит из норм следующих отраслей права: конституционного, гражданского, административного, трудового, образовательного, финансового, семейного, земельного и др.
Образовательное право содержит в себе подотрасли, которые были созданы в соответствии с видами образования: общего образования; профессионального обучения; профессионального образования; дополнительного образования; специального образования.
Подотрасли содержат множество НПА, как федерального значения, так и уровня субъектов РФ, уровня органов местного самоуправления, организаций образовательной сферы.
Подотрасли образовательного права подразделяются на институты, которые разделены по видам отношений, которые они регулируют:
- заключение, внесение изменений и расторжение договорных обязательств образовательного учреждения и учащегося;
- время обучения;
- время отдыха;
- дисциплина труда, сюда входят методы поощрения, мотивации в обучении, само качество образования;
- содержание образования;
- условия обучения;
- организация образования;
- охрана жизни и здоровья учащихся и др.
Немаловажное место занимает международное образовательное право, которое является отраслью международного права, которая включает в себя международные договоры.
Международное право состоит из международного публичного и международного частного права. Международное публичное право является регулятором отношений между странами, иногда его называют «правом народов». Оно создано государствами и международными организациями.
Международное право подразделяется на отрасли. Так же существует отрасль международного образовательного права. Её развитие помогает повысить качество международного правового регулирования отношений в сфере образования.
Международное образовательное право включает в себя необходимые группы норм, регулирующие отношения по поводу:
- статуса образовательных учреждений;
- положения педагогов;
- положения детей, студентов;
- признания учебных курсов и дипломов;
- разрешения разногласий;
- стандартизации в образовании и т. д.
Функции образовательного права
Функциями права называются основные направления его деятельности, которые могут быть выражены словесно или иным образом, в особом соединении правовой нормы и человеческого поведения.
Образовательное право, как и другие отрасли права выполняет общие и специфические функции. Общие функции включают в себя регулятивные и защитные группы.
Регулятивная группа - приведение в порядок отношений в сфере образования на основе принципов свободы и справедливости, которые признаны в обществе и стране.
Защитная нацелена на обеспечение сохранности интересов человека, общества, страны, науки, различных социальных групп и пр. Основная функция образовательного законодательства - в развитии личности, которое основано на обучении и воспитании.
Кроме того, законодательство в данной области выполняет множество других функций, которые отражают интересы субъектов отношений в сфере образования, общества и страны.
Рассмотрим эти функции:
- обеспечение каждого гражданина получением необходимого уровня образования, удовлетворяющего потребности производства, систему деятельности государства в социальной сфере в квалифицированных специалистах, которые в силах справиться с поставленными задачами, совершенствуя сферу своей деятельности.
- обеспечение непрерывного образования для всех граждан страны. Прогресс ведёт к непрерывному образованию новых специальностей, устаревшие специальности становятся неактуальны. Изменение видов деятельности, появление новых, постоянное усовершенствование техники обуславливают необходимость в переквалификации специалистов и поднятия уровня их образования. Непрерывное образование считается во всем мире усиленным средством, которое направлено на обогащение культуры, профессионализма личности.
- многогранное развитие человека реализуется при помощи общего образования, способного формировать интеллект; на его основе расширяются горизонты знаний, развиваются способности к последующей учебе.
- подготовка подходящих работников для системы производства и уровня знаний технологий, требуемых обществом, т. е. еще на этапе обучения в школе система сортирует будущих работников на квалифицированных и неквалифицированных.
Политическая функция образовательного права выражается в способности образования воздействовать на общество. Но такие попытки достижения политических целей через систему образования не особо успешны. Некоторые ученые считаю, что эти попытки предпринимаются только с целью создания впечатления, что будет что-то делаться.
Особое место занимает функция социального отбора. Некоторые исследователи полагают, что существуют способы, которые распределяют ресурсы, согласно системе социальных различий (стратификации), принято выделять три вида социального неравенства: кастовое, классовое, социальное. Все ресурсы такие, как финансы, недвижимое имущество, властные полномочия, высокое мастерство распределяется членами различных общественных слоев, в том числе с помощью образовательной системы.