Объекты налогового права
Поскольку в настоящее время действует открытая рыночная система экономики, в хозяйственный оборот вовлекается все, что способно приносить прибыль. В итоге это приводит к увеличению производительности общественного производства расширению поля объектов налоговых правоотношений.
Вопреки распространенному мнению, объекты правоотношений не входят в общую структуру налоговых правоотношений, а находятся за их рамками.
Вообще объектом правоотношения считаются материальные либо нематериальные блага, на которые, так или иначе, воздействует поведение субъектов (участников процесса), осуществляемое в масштабах их прав и обязанностей.
По своей структуре объекты налоговых правоотношений весьма разнородны. Их можно подразделить на два вида: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.
Отделимые объекты с той либо другой степенью конкретности вытекают из анализа налоговых норм и существуют как окружающие нас предметы.
Рисунок 1.
Неотделимые объекты не замечены в нормах налогового права, а могут быть отражены только в ходе научного абстрагирования. Они предполагают собой итог работы субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К объектам первого вида относятся:
- налоги;
- сборы;
- налоговый кредит;
- штрафы, недоимки, пени;
- отсрочки.
К объектам второго вида принято относить, прежде всего, налоговый контроль как действие, являющее собой итог работы налоговых органов, осуществляющих его в процессе налогово-контрольного правоотношения.
Субъекты налогового права
В ходе налоговых правоотношений активно действуют субъекты как участники налоговых процессов. Четкое определение субъекта налогового права имеет практическое значение, поскольку дает возможность выявить круг лиц, которые вступают в налоговые отношения и предвидят их конкретные результаты.
Субъекты налогового права имеют определенные права, но в то же время на них могут быть возложены и определенные обязанности. И те и другие предусмотрены исключительно Налоговым кодексом и принятыми согласно с ним нормативными правовыми актами.
Правительство РФ регулирует при помощи норм налоговые правоотношения и описывает круг субъектов налогового права. Однако исчерпывающего перечня лиц, вступающих в налоговые отношения, законодательство не имеет. Тем не менее, принята следующая классификация субъектов налогового права по отличительным критериям:
-
По приему нормативной определенности:
- отмеченные налоговым законодательством в роли субъектов налоговых отношений;
- не отмеченные налоговым законодательством в роли субъектов налоговых отношений.
-
По характеру фискального интереса:
- частные субъекты;
- общественные субъекты.
-
По степени имущественной заинтересованности:
- имеющие конкретный интерес в налоговых отношениях;
- лишенные конкретного личного имущественного интереса.
Налоговый кодекс РФ определяет в качестве участников налоговых правоотношений следующие субъекты:
- налогоплательщики (как физические лица, так и юридические);
- налоговые агенты;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, а также его территориальные органы);
- таможенные органы.
В числе субъектов также могут рассматриваться специалисты, очевидцы, профессионалы, понятые и переводчики, принимающие роль в ходе налогового выяснения.
Правовой статус всех участников налоговых взаимоотношений, регулируется совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, в том числе и региональным налоговым законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.
Обязанности налогоплательщиков
На субъектов налоговых отношений в виде налогоплательщиков и налоговых органов возложены определенные налоговые обязанности. Так налогоплательщик, согласно НК РФ, обязан:
- уплачивать установленные налоги;
- встать на учет в органах налоговой службы РФ (если это предусмотрено);
- вести в установленном порядке учет собственных прибылей и объектов налогообложения (если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах);
- представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, что он должен уплачивать, (если это предусмотрено);
- предоставлять налоговым органам документы, нужные для исчисления и уплаты налогов;
- исполнять законные требования налогового органа об устранении обнаруженных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не мешать работе должностных лиц налоговых органов при выполнении ими своих государственных обязанностей;
- на протяжении трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и прочих документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Рисунок 2.
К недобросовестным налогоплательщикам применяется особый порядок взыскания налогов, в том числе и судебный.