Сущность российского миграционного законодательства
Миграционное законодательство в российском государстве, а позже и Российской Федерации развивалось путем нескольких эволюционных этапов. Данные изменения затрагивали как внешнюю, так и внутреннюю миграционную сферу. Особо значимым из них стала отмена крепостного права в 1861 году.
В советский временной период формальным образом была признана свобода эмиграции и иммиграции, но реальным образом обрести все необходимые документы для выезда за границу было делом весьма и весьма затруднительным.
Кроме того, внутреннюю иммиграцию контролировал институт прописки, хотя в последнем случае ограничения эквивалентного рода были и есть во множестве иных стран (к примеру, существует такой американский аналог прописки как «local residency requirements»).
Новейший этап в развитии миграционного права начинался с принятия действующей в настоящий момент Конституции, а также законодательства «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах».
Так же в 1992—1993 годы Россия присоединилась к действующей Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и Протоколу 1967 года, касающемуся статуса лиц-беженцев, а также к Международному пакту о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и иным нормам международного права касаемо ликвидации всех форм расовой дискриминации, которые устанавливают, в том числе, миграционные свободы и права.
Деятельность Госдумы в области законотворчества расширила и уточнила данное законодательство после того, как тематический характер иммиграции в России обрел острый социально-экономический характер.
Миграционные права и свободы
На данный момент в Российской Федерации для граждан РФ и для всех людей, которые законно находятся на её территории, учреждена свобода передвижения по территории государства и выезда за её границы, свобода выбора мест пребывания, жительства и проживания.
Эти свободы могут ограничиваться лишь на основании федерального законодательства или по решению суда. Гражданин РФ обладает правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию, и данное право не может ограничиваться ни в коем случае, согласно 27 статьи Конституции РФ.
Регистрация и учёт по месту пребывания или жительства
С 1993 года в РФ отменяется прежняя прописка, и на смену ей приходит регистрация граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства, которая обладает не разрешительным, а уведомительным характером.
Срок, на протяжении которого гражданин обязан осуществить регистрацию — семь дней с момента прибытия на новое место жительства и девяносто дней со дня прибытия на новое место пребывания.
Регистрация либо ее отсутствие не могут послужить основанием ограничения либо условием реализации свобод и прав граждан.
Для лиц без гражданства и иностранных граждан предусматривается:
- постановка на учёт по месту временного пребывания;
- регистрация по месту временного проживания и по месту жительства.
Это образует общую систему государственного миграционного учёта. В нее не входят территории и объекты с регламентированным посещением для иностранных лиц, учёт не обладает разрешительным характером и не устанавливает ограничений свободы передвижения.
Правовые основы в настоящее время
В настоящий момент основу правового национального миграционного законодательства России составляют:
- Конституция РФ;
- Международные соглашения и договоры РФ;
- ФЗ «О правах граждан РФ на свободу в передвижении, выборе места пребывания и жительства в пределах РФ»;
- ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
- ФЗ «О гражданстве РФ»;
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
- ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
Во исполнение их также были приняты другие нормативно-правовые акты.
Законодательство о временной трудовой иммиграции
В настоящий временной момент в Российской Федерации действуют 3 основных разновидности документов разрешительного характера, определяющих четыре базисных канала временной трудовой миграции. Данные каналы существенным образом отличаются по масштабности потоков и по составу мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность:
Первая разновидность является обычными разрешениями на работу, посреди которых выделены следующие 2 категории:
- выдаваемые в границах устанавливаемой ежегодно квоты, которая на протяжении 2010-2012 годов составила один миллиона семьсот тысяч разрешений;
- выдаваемые без квоты представителям отдельных профессий, список которых утверждается Министерством труда ежегодно, так называемым «квалифицированным специалистам»;
Вторым видом разрешений на работу является их выдача без учета квот так именуемым высококвалифицированным специалистам
Третьей разновидностью документов являются патенты (лицензии) для осуществления работ в частных домашних хозяйствах, которые выдаются гражданам государств с безвизовым порядком въезда на территорию России.
Еще один, четвертый канал трудовой миграции открыт только для граждан государств, которые вошли в Таможенный союз. Им не требуется разрешительных документов для занятия трудовой деятельностью в Российской Федерации.
Способы получения статуса гражданина Российской Федерации Российское государственное гражданство может приобретаться по следующим основаниям:
- По факту рождения: всего существует четыре условия, в каких конкретно ситуациях факт рождения может предопределять обретение российского гражданства;
- Как результат приема в гражданство РФ - здесь существует упрощенный и общий порядок;
- Как результат восстановления в гражданстве РФ - данный вариант походит для тех, кто уже имел гражданство РФ и по неким причинам его утратил;
- По другим основаниям, которые могут быть предусмотрены Федеральным законодательством либо международными договорами Российской Федерации.