Формирование международного права Японии
До 1853 года Япония никак не контактировала с Западом, в то самое время лишь взаимоотношения с Китаем заняли важнейшее место ее истории. Традиционный мыслительный образ Японии, был слишком далек от европейского, в самые разнообразные времена был подвергнут китайскому влиянию. Но данный мыслительный образ имел множество отличий от китайского: он сохранял собственную яркую отраженную оригинальность, которая связывается с национальным характером японцев; конкретное влияние в этом соотношении оказывала и изоляция, в ней японские управители содержали государство в течение долгих 250 лет, вплоть до 1853 года.
Первые памятники права Японии образовывались в эпоху Тайка, которая была начата в 646 году. Во время этой эпохи при китайском влиянии в Японии вводилось необычное политическое этичное правило, которое предусматривало порядки периодичного перераспределения принадлежащих государству полей риса в зависимости от количества едоков, а так же строжайшее разделение общества на ранги. Любой класс должен был исполнять в стране строго выделенную ему функцию. Обязательства каждого были уточнены в юридических сборниках, которые именовались «рицу-рё».
Собранные по образцу китайского государства, данные сборники вобрали в основном «рицу» (репрессивные нормы) и «ре» (административные нормы). Они толковались, объяснялись в правовых школах и школах управления в целях воспитания. Сборники эти были слишком далекими от понятий субъективности прав, но они были приближены к тому, чтобы придавать праву конкретную значимость.
Система перераспределения земель в 7 веке, установленная «рицу-рё», не эффективно функционировала в японском государстве. В 9 и 10 веках начала свое развитие система сеньории «се»- это неприкосновенное владение, освобожденное от налоговых обязательств. Она трансформируется в крупнейшее земельное владение с суверенитетом судебной власти.
Слабость уголовной юстиции, а по причине этого и отсутствие безопасности, гражданская война вели в конце 12 века, а именно в 1185 году, к образованию в одном ряду с режимом «сеньории» вновь образованного феодального режима. Император лишался в то время какой-то реальной власти, «кугэ» (придворная знать) тоже находилась в печальном состоянии. Благодаря возлагаемых на него священных прерогатив император остался важным, наиболее почитаемым лицом, но на самом же деле он терял власть, она переходила к военной касте, которую и не знал Китай.
«Букэ», «самураи» (военная каста) жили на основании собственного обычного права - «букэ-хо», которое составляло ее личностный статус. Действующий внутрикастовый кодекс «рыцарства» основывался на идеях незыблемой преданности вассала собственному сюзерену, он исключил какую-либо идею прав, обязанностей юридического типа. Вассал не обладал никакими гарантиями против произвола сюзерена, суд пэров в японском государстве никогда не имел место быть. Оскорбительной считалась даже сама лишь мысль о том, что вассал мог бы иметь право против собственного сюзерена. Отношения вассала и сюзерена виделись подобно отношениям сына с отцом. Между ними не могло быть никакого договора, так как чувства привязанности, верности, самоотверженности, личной преданности, жертвенности во имя идей, утрачивают собственный смысл, если появляется стремление поставить их в строгие, хоть и довольно разумные границы.
Сёгун, который получил реальную власть, не полагал, что разрешение споров входит в его компетенцию. Он занимался этим только в исключительных случаях. Только лишь в 18 веке его юрисдикционные полномочия получили расширение. Как наблюдается в одном из решений, относимых к 1767 году, юрисдикция сёгуна охватила 53 типологий дел, разделенных на две категории:
- основные споры;
- споры имущественного характера.
В эпоху Мэйдзи произошла вестернизация японского права. Такой существовала картина общества Японии при начале эпохи Мэйдзи в 1868 году. Казалось, что всё установленное ранее структурирование была разрушенным в ходе всеобщего обновления японского общества. Демократическое государство западнического типажа заменяло прежнее государство феодального типа. Скоростной подъем возвел Японию в одну из главных наций нашей эпохи в области мировой торговой сферы.
Современное международное право Японии
Теперь там образовано законодательство настоящего времени, которое породнило японское государство с западными правовыми системами, в основном с романской правовой системы континентальной Европы. Труды, которые написаны в Японии, подтвердили впечатление о полнейшей вестернизации права, юридической мысли и даже целого японского общества.
К вестернизации права в японском государстве обратились тогда, когда была начата эпоха Мэйдзи для того, чтобы положить конец неравным торговым договорам, которые западные державы, такие как:
- США;
- Великобритания;
- Франция;
- Голландия и др. навязали Японии в 1858 году, унижавшие ее достоинство нации.
Проще, конечно же, было принимать в небольшой срок кодексы, чем прибегать к английскому шаблонному общему праву.
В 1869 году начался перевод французских кодексов, завершающийся в течение 5 лет.
С 1872 года была образована целая система кодексов, которые были разработаны при помощи французского юриста Г. Буассонада и множества иных юристов немецкого и английского происхождения.
Международное право регламентировалось не путем кодексов, а путем законов, начиная с Закона Хорей 1890 года, который задавал его фундаментальные начала и его основополагающие принципы, позднее подвергшиеся множественным редакциям и модификациям. Но фундаментальной реформации данной отрасли права не случилось. В области международного права параллельно с этой серией кодексов также образовывались акты не менее значимые в смысле обновления структур.
Свобода пользования землей провозглашалась в 1871 году, в свободная продажи земли в 1872 году. В 1889 году император подарил собственным подданным конституцию. Организация управления также подверглась модернизации, устанавливалось новейшее административное разделение государства на «кэны» (префектуры), а также принимались Законы о коммунах в 1888 году, о префектурах в 1890 году.
Японское международное право, которое было основано на перечисленных выше источниках, было подвергнуто значимым изменениям после 1945 года. Но речь никаким образом не могла идти о возвращении к нормам, которые соответствовали духу и цивилизации Японии.