История лесного права в России
Становление лесного права в России приходится на начало XIX века и связано с принятием Лесного устава 1802 г., а также с применением Положения о сбережении лесов от 1888 г.. Основы лесного законодательства позднее составляли такие нормативно правовые акты как декрет «О лесах», принятый в 1918 г., Лесной Кодекс РСФСР от 1923 г., Основы лесного законодательства СССР от 1977 г., Основы лесного законодательства РФ 1993 г., а также Лесной Кодекс РФ 1997 г.
В современном российском государстве основу лесного законодательства составляет Лесной Кодекс, принятый 04.12.2006 года.
Лесной Кодекс РФ как основа лесного законодательства
Современное лесное законодательство России основывается на Лесном Кодексе РФ от 2006 года. Его положения гласят о том, что применение, охрана и защита, а также воспроизводство лесов осуществляется согласно пониманию леса как природного ресурса или экологической системы.
Согласно нормам Лесного Кодекса выделяются типы леса, характеризующиеся их целевым назначением, среди которых можно выделить:
- защитные леса
- эксплуатационные леса
- резервные леса
Все эти типы леса располагаются на территориях лесного фонда. Леса, которые находятся вне земель лесного фонда, следует относить к защитным лесам.
Длительное время леса и лесные плантации были отнесены к недвижимому имуществу. Федеральный Закон «О введении в действие Лесного Кодекса РФ», который, в свою очередь, внес поправку с пункт 1 статьи 130 ГК РФ, в результате чего леса и многолетние насаждения были исключены из списка недвижимых вещей.
Между тем, к недвижимому имуществу относятся лесные участки, поскольку ст. 93 Лесного Кодекса гласит о необходимости государственной регистрации права собственности на лесные участки, а также иные вещные права на них, ограничения прав на лесные участки, возникновение прав, их переход, а также прекращение согласно нормам ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним».
Лесной Кодекс определяет участников лесных правоотношений, согласно его нормам ими являются Россия, ее субъекты, муниципалитеты, физические и юридические лица.
Нормы Лесного Кодекса неоднозначно трактуют понятие леса, между тем понятие лесного участка более конкретно. В соответствии с Лесным Кодексом, под лесным участком понимают земельный участок, находящийся на территории лесничеств и лесопарков и образованный в соответствии с законодательными нормами.
Законодательство закрепляет право собственности на территории земель лесного фонда за государством. Все прочие лесные участки, находящиеся в иных землях, формы собственности на них, определяются в соответствии с земельным правом.
Рассматривая лесное право России, следует отдельно уделить внимание видам использования лесов и порядку приобретения лесных участков в пользование. Следует обратить внимание, что статья 71 Лесного Кодекса допускает бессрочное использование, аренду, а также безвозмездное срочное пользование лесным участком, который находится в собственности государства или муниципалитета для юридических лиц, а также допускает использование государственных или муниципальных лесных участков физическими лицами, в случае их безвозмездного срочного пользования или аренды.
Также, согласно положениям статьи 11 Лесного Кодекса, граждане приобретают право на свободное и бесплатное нахождение в лесах, а также на возможность осуществить сбор и заготовку ягод, грибов, орехов, плодов и иных лесных пищевых ресурсов.
Нахождение граждан в лесах с целью осуществления охотничьей деятельности находится под контролем лесного законодательства и норм закона о животном мире.
Особенностью Лесного Кодекса России 2006 года является отсутствие лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, выдача которых существовала при действии Лесного Кодекса 1997 года, на смену лесным билетам пришли лесные декларации, которые представляют собой заявление о применении лесов согласно проекту их освоения.
Охрана, защита и воспроизводство лесов
Лесное право России закрепляет общие положения по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно нормам лесного законодательства, леса следует защищать от пожаров, различного рода загрязнений и прочих отрицательных воздействий. Также леса следует подвергать воспроизводству.
Полномочия по охране, защите и воспроизводству возложены на органы государственной власти, органы муниципальных образований в рамках выполняемых ими функций и полномочий.
Охрана и защита лесов ориентированы на выявление отрицательных факторов, оказывающих влияние на лес, а также на их профилактику и уничтожение этих факторов.
Как уже было ранее отмечено, леса подлежат охране от пожаров. Средства ликвидации пожаров обусловлены экономическим и экологическим статусом лесов, а также социально-экономическим положением территории и факторов природной пожарной опасности. Тушение лесных пожаров может происходить с привлечением наземных, авиационных или космических средств пожаротушения.
Леса также находятся под защитой от вредных организмов различного происхождения, способных нанести урон лесам и лесным ресурсам. Защита лесов от вредных организмов ориентирована на выявление, профилактику появления и распространения, а также на уничтожение вредителей.
Охрана лесов от загрязнений и влияния прочих отрицательных факторов осуществляется также на основе норм Лесного Кодекса РФ и иных нормативных актов. Охрана лесов ориентирована, прежде всего, на контроль над соблюдением положений по охране окружающей среды при применении различных видов пользования лесными ресурсами и лесом.
Меры, направленные на сохранение лесопосадок, лесной почвы, среды обитания и других объектов леса, а также специфика рекультивации лесных земель определяются и закрепляются Правительством России.
В случае нарушений законодательства, специфики освоения лесов, проведение работ вне проекта освоения лесов с целью охраны лесов от влияния негативных факторов, существует возможность расторжения договора аренды лесного участка досрочно, а также принудительное прекращение право пользования лесным участком.