Понятие и структура норм корпоративного права
Норма корпоративного права – санкционированное государством (в результате предоставления права заключать нормативный договор) или установленное законодательством правило поведения, выступающее формально определенным и общеобязательным, устанавливающее обязанности и определяющее права участников корпоративных отношений.
Нормы корпоративного представляют собой определенные правила поведения, которые разрабатываются органами управления, направлены на регулирование отношений, формирующихся внутри корпораций и распространяющихся только на субъектов этих отношений.
Нормы корпоративного права не имеют качественной определенности. Могут меняться конкретные участники корпораций. Однако при этом корпоративные нормы сохраняют свою силу до того времени, пока не будут отменены принявшими их органами управления корпорации.
Нормы корпоративного права, как правило, оформлены в письменных документах (справедливо для средних и больших корпораций). Особенно необходимы корпоративные акты в крупных корпорациях, в которых просто невозможно упорядочить внутреннюю жизнь коллектива без соответствующих нормативных документов.
Нормы корпоративного права включены в источники корпоративного права Российской Федерации: подзаконных нормативно-правовых актах, законах, нормативных договорах субъектов права РФ.
Корпоративные нормы Российской Федерации устанавливаются на федеральном уровне. К компетенции РФ относится регулирование гражданских правоотношений.
Структура нормы корпоративного права отображает внутреннее устройство нормы корпоративного права и включает элементы нормы права. Особенности и количество данных элементов в структуре нормы корпоративного права зависят от особенностей регулируемых корпоративных правоотношений.
В структуре нормы корпоративного права выделяют такие составляющие, как:
- Гипотеза. Представляет собой часть нормы права, которая определяет условия действия корпоративной нормы.
- Диспозиция. Определяет корпоративные правила поведения.
- Санкция. Указание на вид и меру ответственности за нарушение корпоративных правил, предусмотренных диспозицией (при наличии условий, которые определены в гипотезе).
Классификация норм корпоративного права
По своей природе нормы корпоративного права относятся к гражданско-правовым нормам.
В корпоративном праве Российской Федерации выделяют:
- Нормы-принципы. Основополагающие начала, идеи, выражающие содержание корпоративного права и формирующиеся из основных идей справедливости и права. Свобода и справедливость декларируются в важнейших нормативно-правовых документах, в том числе, в международных. Позже они детализируются и получают дальнейшее развитие в иных законодательных предписаниях и корпоративных актах.
- Нормы-дефиниции. Содержат определения правовых понятий и определений (определение правонарушений в корпоративном праве). Дефинитивные нормы выполняют в основном ориентирующую, направляющую и эвристическую функции во всем механизме правового регулирования корпоративных отношений.
- Нормы-правила поведения. Нормы непосредственного регулирования общественных отношений и поведения людей. Определяют взаимные права и обязанности участников сторон, виды и меры реакции по отношению к правонарушителям. Норма носит предоставительно-обязывающий характер, в соответствии с которым для субъектов устанавливаются гарантируемые и охраняемые взаимные права, и юридические обязанности.
В результате целенаправленных регулятивных воздействий норм-правил поведения на общественное отношение в организации или предприятии, оно становится правовым, а участники сторон – субъектами корпоративного правоотношения. Исходные правовые корпоративные нормы получают детализацию и логическое развитие в нормах-правилах поведения.
Относительно способов изложения норм корпоративного права выделяют следующие способы: прямой (когда в одной статье представлены все элементы нормы права – гипотеза, диспозиция, санкция); бланкетный (в статье нормативного акта есть ссылка на законодательство, а не на конкретный нормативный акт или статью); отсылочный (законодатель ссылается на иную статью одного и того же нормативного акта или другого конкретного нормативного акта, нормы которого регулируют такие же корпоративные правоотношения). Отсылочный способ характерен для гражданского законодательства в целом, и для корпоративных норм в частности.
Нормы корпоративного права по уровню правового регулирования относятся к законодательным нормам и подзаконных нормативных актов. Нормы корпоративного права могут быть управомочивающие, запрещающие и обязывающие.
Императивные и диспозитивные нормы корпоративного права
На поведение субъектов корпоративных правоотношений можно воздействовать разными методами: императивными, или властно-побудительными, направленными на обеспечение выполнения предписаний, с соблюдением безоговорочного подчинения; диспозитивными, или автономными, предусматривающими возможность выбора разных вариантов поведения субъектами корпоративных правоотношений, предоставляющие значительные пространства для свободного волеизъявления.
Императивные нормы представляют собой строго обязательные, не допускающие какой-либо иной трактовки предписаний или отступлений. К императивным нормам относится большая часть норм корпоративного права.
Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант того или иного поведения, однако дают возможность субъектам корпоративных правоотношений возможность урегулировать отношения в пределах законных средств по своему усмотрению. Диспозитивные корпоративные нормы предоставляют широкую автономию участникам корпоративных отношений, стороны могут самостоятельно договориться о взаимных правах и обязанностях.