Сущность конституционного судопроизводства
Конституционное судопроизводство — это особая процессуальная деятельность Конституционного Суда, направленная на разрешение дел, подлежащих его компетенции.
Конституционный Суд — это судебный орган, независимо и самостоятельно осуществляющий конституционный контроль, судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный судебный процесс начинается с запроса уполномоченных лиц.
Правом обратиться в Конституционный Суд обладают:
- Президент;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- Верховный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- органы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.
Конституционный Суд рассматривает исключительно правовые вопросы — вопросы соответствия закона или конституционность акта. Суд определяет такое соответствие по содержанию и форме, по процедуре принятия и субъекту, по компетенции принявшего акт органа и т.д. Конституционный суд не рассматривает и не исследует фактических обстоятельств и политических вопросов.
Принципы конституционного судебного процесса:
- коллегиальность;
- независимость;
- гласность;
- состязательность;
- равноправие сторон.
Конституционный Суд предусматривает только два состава Суда: пленум (совместное заседание судей Конституционного Суда); палата (заседание членов одной из двух существующих палат). Наиболее сложные и важные дела рассматриваются на пленарных заседаниях, на заседания палат приходится основное число дел.
Компетенции Конституционного Суда РФ
Конституционный судебный процесс осуществляется на пленарных заседаниях и на заседаниях палат Конституционного Суда.
Конституционный Суд на пленарных заседаниях:
- разрешает дела о соответствии Основного Закона законам субъектов Федерации;
- дает толкование Конституции;
- дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене, ином тяжком преступлении;
- решает вопросы относительно законодательных инициатив;
- решает вопросы, касающиеся регламентирования деятельности Конституционного Суда.
Конституционный Суд на заседаниях палат:
- разрешает дела о том, насколько нормативные акты Президента, Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, федеральных законов соответствуют Конституции РФ;
- разрешает дела о том, насколько законы и другие нормативные акты субъектов Федерации, относящиеся к ведению государственных органов власти, соответствуют Конституции;
- рассматривает соответствие договоров между государственными органами власти РФ и органами власти субъектов РФ;
- разрешает споры относительно компетенции: между федеральными государственными органами власти, между органами власти РФ и органами власти ее субъектов, между высшими органами государственной власти субъектов;
- рассматривает жалобы, касающиеся нарушений конституционных прав и свобод, проверяет конституционность закона по судебным запросам.
Конституционное судопроизводство всегда проходит в открытых судебных заседаниях и осуществляется коллегиальным составом судей. Заседание Конституционного суда может транслироваться, если рассматриваются особо значимые и важные вопросы. По итогам судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление, которое является источником конституционного права и носит нормативный характер.
Нормативно-правовые акты и их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают свою силу, международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не вводятся в действие и не применяются.
Стадии конституционного судебного процесса
Конституционный Суд — это специализированный суд с не универсальными и сложными компетенциями, что ведет к образованию и регулированию института допустимости и приемлемости обращения и института представительства.
Стадии конституционного судебного процесса:
- Обращение в Конституционный Суд проводится по форме, содержанию и структуре, соответствующим требованиям законодательства о Конституционном Суде. Отдельно выделяют общие требования и требования применительно к каждой категории дел.
- Предварительное рассмотрение обращения работниками Секретариата Суда. Секретариат Суда осуществляет первичное изучение обращений, если такое обращение не соответствует требованиям закона, его не берут к рассмотрению и возвращают заявителю. Основания для возврата: неподведомственность, подача обращения несоответствующим лицом или органом, несоответствие формы, неуплата государственной пошлины.
- Предварительное рассмотрение обращения судьями. Решается вопрос о допустимости и приемлемости обращения. Судьи решают, рассматривались ли прежде подобные вопросы, может ли обращение быть решено без участия Конституционного Суда. Результаты предварительного изучения докладываются судьями на пленуме. После обсуждения путем прямого голосования обращение принимается к производству или отклоняется.
- Подготовка к слушанию. Назначаются специалисты и эксперты, проводится детальный анализ материалов, непосредственно связанных с рассматриваемым вопросом. Поводят аналитическую работу работники отраслевых подразделений Секретариата Суда.
- Судебное разбирательство. Заседания Конституционного Суда являются открытыми (в исключительных случаях заседание может быть закрытым). Заседания протоколируются, ведется видео- и аудиозапись. Выступают судья-докладчик, сторона-заявитель (чаще всего через представителя), сторона-ответчик (представлена палатами Парламента и Президентом РФ), специалисты и эксперты (авторитетные практики-юристы, ученые, политологи, экономисты. Экспертное заключение могут представлять научно-исследовательские центры.
- Подготовка итогового решения по делу и вынесение постановления (определения). Постановления являются окончательными, вступают немедленно в силу, обжалованию не подлежат.